Сравнивая культуры русского и индийского народов, мы можем найти много общего, но, пожалуй, самое главное - это родство душ. Родственные души притягиваются друг к другу. Не любознательность толкала Афанасия Никитина к далёким землям Индии, а нечто большее, а именно, родственные магниты в глубине души каждого народа. И тогда становится понятно, почему наши родители в пятидесятые и шестидесятые годы толпами ходили на индийские фильмы, плакали и восторгались ими. Индийские песни, душевные переживания, показанные в фильмах, трогали души русских людей, так же как их трогает задушевная русская песня. В такие моменты искренности наступает резонанс, созвучие, понимание. И тогда не нужны длинные речи, переговоры и договоры, души народов сами приходят к согласию. Такое невозможно со многими европейскими народами, где взаимоотношения строятся на взаимной выгоде и договорах.

 

Если души народов взаимно отзываются, то значит, у них есть общие корни, и гипотезы об общей прародине и общем праязыке имеют основания. Множество исследований по топонимике подтверждают предположение о родственных языковых корнях Индии и России. Так, на Северном Урале есть реки Сурья, Кул, на Среднем Урале -озеро Индра. Откуда у нас эти индийские названия? Возможно, так отмечается путь исхода ариев с северной пра-родины. Множество знакомых слов найдёт русский в языке индусов, а индус в русских наречиях.

Мы можем улыбаться одинаковым шуткам и восторгаться одними и теми же песнями. Мы больше живём чувствами, а не рассудком. Поэтому обоим народам так трудно добиться европейского порядка в экономике и вообще в жизни. Хронический беспорядок на наших дорогах также свидетельствует об этом. Стремление жить не по распорядку, а по внутренним представлениям свойственно обоим народам. Присущий обоим народам оптимизм и внутренняя стойкость дали возможность пройти многие испытания, несмотря на владычество англичан в Индии и столетние катаклизмы в России. Несмотря ни на что, индийский народ сохранил свои верования, а русский народ вновь возрождает свою истинную веру в добро и справедливость. Культура по рассудку, свойственная Европе и ещё больше Америке, приводит к обезличиванию, к стандартному мышлению, к стандартным действиям. Культура, растущая из души, из сердца народа, всегда неповторима, неординарна и обаятельна. Именно эта культура свойственна русскому и индийскому народам. Только культура, имеющая корни, способна расти в будущее как самостоятельная и самодостаточная сила. Эта культура основана не на экономических и политических выгодах, а прорастает как естественная необходимость роста, как потребность души к развитию и самореализации. Как из зерна прорастают все генетические возможности будущего растения, так и из души народа растёт его неповторимое будущее. Неповторимость и в то же время схожесть культур обоих народов дают основание говорить о родственных душах. А это с неизбежностью приведёт к сближению народов Индии и России во всех аспектах современной жизни.

Мосты духовного и культурного сотрудничества строились многими великими людьми. Множество кирпичиков общего храма содружества заложено Рабиндранатом Тагором, семьей Рерихов. И безуспешно работали на разделение западные политики. Зёрна единения, посеянные в далёком прошлом, уже взошли и мощно прорастают новыми возможностями. Оба народа объективно стремятся навстречу друг к другу, не испытывая никакой вражды, а напротив, взаимный интерес и симпатии. И не случайно многие российские искатели потянулись в Индию за духовным опытом.

Больше всего сейчас необходимо взаимное понимание на уровне чувств, и тогда вновь оживут корни, и начнётся стремительный рост и расцвет обоих народов. Индия и Россия идут сейчас навстречу, как родные сестры, некогда потерявшиеся во времени и пространстве, а сейчас нашедшие и заново узнающие друг друга.

***