sun Музей Солнца!

Удивительное название и удивительное место.

В Новосибирск мы прибыли утром, а поезд на Бийск уходил вечером и мы стали решать, как провести это время. Один из наших ребят еще в поезде вспомнил, что в Академгородке есть Музей Солнца. И даже телефон директора нашел.

Сказано – сделано. Договорившись обо всем по телефону, мы отправились в Академгородок. От вокзала Новосибирск-Главный на метро добрались до Речного вокзала, затем на 36-м автобусе – до «Клиники Мешалкина». Пешком дошли до музея.

Музей Солнца расположен в здании бывшего детского сада, на 2-м этаже, по адресу Академгородок, ул. Иванова, 11.

Директор музея - Валерий Иванович Липенков был в этот момент на Алтае (а туда мы и ехали!), поэтому нас встречала Эльвира Александровна Скорынина (научный сотрудник).

008 184 Она проводила экскурсию для большой группы детей. Экскурсия подходила к концу, а мы – тоже как дети! – широко раскрытыми глазами смотрели... Ну как это назвать?!

Всё, что там мы увидели, несет на себе какой-то свет. Свет Солнца, свет древности, - не той, мрачной и угрюмой, когда (если верить учебникам) озабоченные своим пропитанием люди бегали в шкурах, а другой – когда эти (или какие-то другие) люди замирали в восхищении перед красотой Мира, в котором они живут.

sun_symbol.jpg b_159-161 Солнцу поклонялись давно. В культурах разных народов нашей Земли существуют солярные (солнечные) знаки, образы, связанные с Солнцем. И многие из них – с человеческим лицом!

Почему? Откуда это ощущение родства человека и ...светила?

Кто был в горах, в пустыне или на море, кто видел, как солнце ранним утром поднимается из-за зубцов леса, тот наверняка почувствовал необычайную торжественность восхода.

Каждый раз новое, Солнце встаёт над миром. Но первые его лучи дотягиваются до нас ещё из-за кромки горизонта!

DSCF1341

Эти лучи, преодолевшие миллионы километров до нашей планеты, входят в её атмосферу и, на границе дня и ночи, как бы гладят поверхность Земли. Утро приходит из нового дня! Радость зовёт в Будущее!

Всё живое ждёт этого момента. Всё, что потеряло счёт времени, потеряло дорогу во мраке – всё устремляется туда, - откуда идёт Свет. И начинает звучать...

Да не просто звучать – петь!

 

Прорастание

 

Идея собрать всё, что связано с Солнцем, пришла к В. И. Липенкову уже давно. Она постепенно прорастала в нем. Появлялись навыки, мысли, возможности...
Вот как об этом говорит сам Валерий Иванович:

a_064-2 «Первый момент: однажды вечером, а это было летом 1969 или 1970 года, я увидел в распахнутом окне очень примечательную корягу, висевшую на стене, и она меня очаровала. Мне захотелось иметь у себя дома похожую. Я стал искать и находить очень интересные и, немного подделав их, я проявлял фантастических и реальных животных или фигурки людей. Так я стал художником любителем. Потом я занялся чеканкой – это было очень модно в то время, а чуть позднее стал осваивать трехгранную резьбу по дереву и резал разделочные доски и маски. В это время я работал лаборантом в Институте ядерной физики СО АН СССР.

В один из вечеров я дежурил в вычислительном центре института, у меня на столе стояла небольшая деревянная дощечка и я ее рассматривал, решая, что бы такое сделать. Позади раздался голос – это была оператор ЭВМ Вера Пяткова: не знаешь, что сделать? Я ответил: – "Да вот смотрю, что получится". "Сделай Солнышко", сказала она и ушла. Это был второй момент. Я сделал первое Солнышко. Потом я сделал солнечный цикл из 14 солнышек.


А в 1980 г. я стал, волею судьбы, участником строительства музея Рериха на Алтае в селе Верхний Уймон. Вернувшись оттуда, я зашел к А. Н. Дмитриеву, который был одним из главных организаторов этого строительства. Сняв штормовку, я подошел к вешалке и именно в этот момент уже третий по счету ясно прозвучала мысль: "Рядом с музеем Рериха должен быть музей Солнца". И это "рядом" сразу было понятно, что не физически рядом, а просто должен быть. С этого момента пришло осознание направления деятельности и поиска. Я искал изображения солнечных богов различных народов и воплощал их в дереве – так коллекция стала расширяться, пополняясь также и моими творческими работами, посвященными Солнцу. В 1994 г. на базе кружка резьбы по дереву для детей, которым я тогда руководил, создал муниципальный подростковый клуб "Солнечный" при отделе по делам молодежи администрации Советского района и стал директором и педагогом этого клуба. Это подвальное помещение по улице Иванова, 13. Примечательно то, что эта улица до переименования называлась Солнечногорская. Вот там и разместилась моя коллекция, которую я смело назвал – "Музей Солнца".


В 1997 г. состоялась большая персональная выставка в краеведческом музее Новосибирска под девизом "У нас в гостях "Музей Солнца"". Через месяц выставка переместилась в выставочный зал Дома Ученых СО РАН и я посвятил её 40летию СО РАН, которое отмечали в то время. И там, уже на закрытии, когда почти все работы были сняты, в зал зашел академик В. Е. Накоряков и стал рассматривать работы. Я подошел к нему и спросил: "Владимир Елиферьевич, а не пора ли открыть музей Солнца в Академгородке?". На что он тут же ответил: "А что, наверное, пора. Приходи ко мне завтра и мы составим письмо о выделении помещения для музея...»

И в 1998-м Музей Солнца был открыт.


a_044 Мысль о том, что рядом с музеем Рериха должен быть Музей Солнца пришла снова. И тогда был создан алтайский филиал музея – в п. Баштала, недалеко от Усть-Коксы.

Но... обо всем по порядку.

В новосибирском Музее Солнца – большое число экспонатов так или иначе связанных с Солнцем. Образы эти возникли очень давно. Часть из них взята с наскальных рисунков, со страниц древних книг, со скульптур, находящихся в разных местах Земли и перенесена на дерево, металл, камень руками Валерия Ивановича.

 

Другая часть образов – это гимны, стихи, сказки, пословицы, загадки, книги и звуки… Да, да, звуки!

 

Била

 

Древний музыкальный инструмент – била, звучит так, что мы просто замерли в восхищении.

a_011 39146--4380613-m750x740
Пластины из холоднокатаной бронзы или латуни, подвешенные на растяжках к деревянной раме поют по-разному, в зависимости от того, каким молоточком и в какое место на них ударить.

Большие пластины гудят еще 30-40 минут после того, как к ним прикасался молоток. Или они отзвучат на наши голоса?

 

Била известны человечеству уже давно. В одном из источников в Сети говорится, что било – это «ударный сигнальный инструмент из дерева, камня или металла, используемый в христ. традиции наряду с колоколом для созыва на богослужение, а также (в мон-рях) на трапезу».

 

Говорят, что этот инструмент называли «клепало», «древо», «кампан».

А кроме славянских, есть у била греческие, коптские, грузинские, сербские имена… Видимо у многих народов Земли есть похожие инструменты, но для чего они все? Только ли «для созыва на богослужение»?

Давайте послушаем, как оно звучит у Валерия Ивановича.

 

Сокровенная нежность и торжественность звучания била соразмерны восходу Солнца, явлению Новой жизни, приходу Будущего, которое ждут.

 

А вот еще один пример звучания била – теперь уже в исполнении мастера и изобретателя бил Александра Жихарева


.

Символ мощи, которую способен ощутить в себе каждый. Символ и призыв…

Звучание била таково, что человек настраивается на общение с Высшим Началом, отметая всякую темноту.

 

В Православной энциклопедии приводятся слова св. Германа Константинопольского (нач. VIII), о том, что било «изображает трубы ангельские и возбуждает подвижников к борьбе с невидимыми врагами» и другие высказывания того же рода.


Звуки, вибрации и солнышко

 

Вибрациями пронизано всё. И они – разные.

Недавно, на одном из сайтов появилась аудиозапись каких-то странных звуков в Киеве.

По поводу этих звуков есть еще одна публикация.

В комментариях к видеоматериалам, приведенным на этих страницах мы видим, что люди совершенно по-разному реагируют на эти звуки. Для кого-то – это однозначно мистификация и подделка. Другие усматривают в звуках подобного рода предостережение о чём-то. Третьи пытаются исследовать.

 

Попробую высказать свою точку зрения.

Сейчас такое время, когда природные процессы, ранее хаотические, обретают какой-то порядок. То, что было связано просто с рассеянием энергии, например с трением – теперь порождает звуки. Иногда это слышат пассажиры поездов на железной дороге. Бывает так, что «поёт» буквально вся коробка вагона.
Вот эта аудиозапись:

Другой пример – нагрев или остывание чайника на плите. Музыкальность звуков или просто шипение – это зависит от меня самого. И не только интерпретация (толкование) звука, но и сами звуки, как впрочем и многое другое – меняются в зависимости от того, на что ты настроен. Чем выше состояние человека, тем более гармоничны проявления вибраций вокруг него. Чище звуки, цвета, дружелюбнее атмосфера. Вплоть до того, что погода меняется на глазах!

 

Связь между внутренним состоянием человека и состоянием Солнца сегодня известна многим …и, в основном, благодаря болезням. Болезненные состояния возникают или усиливаются в те периоды, когда наше светило обдает Землю огненным потоком. Частицы солнечного ветра порождают сияние в атмосфере планеты и воздействуют на ее магнитосферу. Говорят даже, что они служат своего рода «затравкой» для образования молний.

Во время магнитных бурь сбоит электроника, выходят из строя спутники, прерывается связь. Ранее спокойные и, казалось бы, мирные люди могут стать агрессивными и вот – уже где-то начинаются массовые безумства, пылают на улицах автомобили…

Всё более и более тревожно люди взирают на небо – что ещё готовит нам солнце? – Каких неприятностей ждать?

Если смотреть на все только с позиций личных, своего здоровья, благополучия своей семьи, то так и получается - ты один во враждебном мире. Но если настроиться на другое – на то, что внутри у тебя – солнышко, то возникает чувство родства с окружающим тебя миром. Более того, ты вступаешь с этим миром в совсем другие отношения. Ты начинаешь обогревать его. Ты способен защитить, то, что дорого и для этого совсем не обязательно проявлять агрессию к тому, что не ты сам. Агрессии просто не стаёт.

 

strecalovsky_1 Понятие внутреннего, духовного солнца, восход которого означает преображение человека скорбящего – основа всего лучшего, что есть в религиозных практиках Человечества.

 

«Откуда же нахлынула волна, затмившая сознание? «Религаре» — сказано было еще в древности. Свойство причинности и следствия — закон сцепления Вселенной, принадлежит тому же явлению связи с Беспредельностью. Неразрывными узлами связано человечество с Космосом. Не трудно установить ту непреложную точку, где все встречается — земные накопления и наслоения высших сфер. Волею Космоса все тяготеет друг к другу. Все устремляется к обоюдному творчеству. «Религаре» дано человечеству, в виде религии на объединение, на развитие общины, на признание существующего Начала, содержащего все принципы Бытия и созидающего все сущности нашего блага». (Агни-Йога / Беспредельность, 23)

 

Как зажигаются звёзды?

 

Внутреннее солнышко есть в груди каждого живого существа. Но только человек способен дойти до сознательного использования этого Источника. Оно, это солнышко, вспыхивает в нашей груди в минуты любви или опасности, когда человек искренне радуется за другого или когда идёт на помощь.

 

a_034

Насторожена глубина,

Все деревья чего-то ждут...

В двух шагах от меня - война.

Знаки светятся там и тут

Даже если приступит враг

Когда час роковой пробьёт ?

Наш удел - не глухой овраг,

Наша участь - ко звёздам взлёт!

Будет битва - отринем страх,

Пусть потоки со всех сторон!

Измененье - не значит крах

Воин Света вооружён

Не мечом, но щитом Любви

Светом Солнца и пеньем птиц!

Лик сокрывшую призови,

Пусть не знает полёт границ.

И сравнявшись в огне с звездой

На закате иного дня,

Ты земную мне песню спой,

Голосами ветров звеня...

 

Поверив в то, что Солнце – живое, поверив в родство наше – со звездой! – какую мощь обретают люди!

Нам ли бояться будущего Нового дня? Посмотрим же вперёд, навстречу Свету!


см. также Солнце внутри. Мультфильм сделанный по материалам Музея Солнца.