rodina-m-zov – Афанасий Иванович, думаю, недаром появился на этой выставке эскиз вашей будущей картины "И вновь Родина-Мать зовёт". Тема духовного возрождения России – одна из основных в вашем творчестве. Новая работа настолько символична, что дух захватывает. Величественный монумент, возведённый на Мамаевом кургане, – это образ победы русского народа в Сталинградской битве. Но меч Победы в руке женщины, олицетворяющей, по замыслу скульптора Вучетича, подвиг нашей матери-Родины, в вашей картине находит продолжение. Превращаясь в меч Духа (это серебряный луч, устремлённый ввысь), он попадает в руку проявленной в Небесах Богородицы. По-вашему, меч Духа сегодня призван действовать, чтобы спасти Россию?

– Совершенно верно, битва продолжается. И накал её сейчас невероятно силён... Я часто представляю себя на месте тех, кто сражался в Сталинграде в период Великой Отечественной. Эта тема с детства захватила меня. Мы жили тогда в Ростовской области, наш дом на краю села стоял, и вместе с братьями и сестрами (семья у нас большая – пятеро детей) ходили в поле и после каждого дождя собирали целые кучи осколков, пуль, гильз, буквально сгребали их, как с поля битвы. Только сейчас я начинаю сознавать, почему было такое ощущение: видимо, энергии боёв, сражений ещё не стёрлись, они воздействовали на нас. Чтобы перекрыть эти наслоения, нужны энергии другого качества.

Тема, связанная с Волгоградом, это моя позиция — гражданская и человеческая. До сих пор, смотрю ли фильм о войне, читаю ли книгу – постоянно сверяю себя с теми событиями: как бы я поступил? И прихожу к осознанию, что только духовное пробуждение спасёт Россию, спасёт мир. Сегодня призыв "Родина-Мать зовёт!" звучит очень актуально. Рубеж приближается, и накал грядущей битвы настолько силён, что такое не снилось даже нашим предкам.

Кстати, когда моя выставка проходила в Волгограде (это буквально в пятистах километрах от Ростова-на-Дону), пользуясь моментом, съездил на два денька к родным. Редко у них бываю. И вот узнаю, что в нашем маленьком донском хуторке за последнее время возросло число самоубийств. Моих одноклассников, мальчишек, уже половины нет, многие из них умерли насильственной смертью. То есть временн ые планы как бы сближаются – и битва продолжается. А как трудно сегодня молодёжи ориентироваться в том пространстве бездуховности, которое навязывается со стороны...

Эволюция всегда двигала человечество через силовое поле культуры, которое надо постоянно напитывать творческими энергиями. Иначе возникает угроза падения нации в бездну – дикость, хаос, самоуничтожение. Культура – это ведь элементарный закон самосохранения. Мы живём в такое время, кода нарушен баланс ценностей, изменилось соотношение духа и материи. Чрезмерное погружение в материю опасно для страны, особенно для России в пресловутых рыночных условиях. Мы будем до тех пор барахтаться в страданиях, пока не признаем существования Духа. Только Духом питается культурное поле России.

РУССКОЕ ЧУДО

Сегодня у всех на слуху слово чудо: японское, корейское, китайское... Так вот русское чудо возможно только через Духовный Подвиг. Потому-то, если вы заметили, в одной руке Родины-Матери изображено трёхлепестковое пламя Духовного Подвига как символ самосовершенствования, а в другой – Серебряный луч, связывающий Россию с Иерархией Высших Сил. Кстати, Мамаев курган издревле был поворотным пунктом многих завоевателей – камнем преткновения: именно здесь остановлены персидский царь Дарий I, хан Мамай, Тамерлан и, наконец, курган этот стал могилой фашизма. (Кстати, и для многих моих знакомых Волгоград оказался поворотным пунктом в судьбе...)

Думаю, русское чудо возможно только через явление культуры. Вспомните: XVIII век Просвещения, XIX – Серебряный век, они насыщали культурное поле России, которое сегодня изрядно истощилось. Первыми реагировали на сбои в пространстве культуры нашей страны художники: Андрей Рублёв, Александр Иванов, Павел Филонов, Николай и Святослав Рерихи. И сегодня, когда Россия стоит у последней черты – перед испытанием восприятия культуры, каждый из нас будто просвечивается через "рентген" культуры – на Светимость. Вот почему искусству отведена сегодня решающая роль в великой битве, которую вершит Ангел Последний. И битва эта идёт на уровне мысли: одни мыслят духовными категориями, другие видят спасение в нефтяной трубе. Как бы не накрыла нас эта "труба"! (Речь идёт о планах сооружения рядом с уникальными заповедниками Приморья мощного нефтяного терминала, который нанесёт огромный ущерб живой Природе. – Прим. А.М.)

Нам, живущим в этой стране, надо помнить, что Россия – особый Духовный континент. И "нефтетрубное" мышление – чуждое русскому Духу явление. Оно отнюдь не помогает его творческой реализации, это вчерашний день, возврат в прошлое, что крайне опасно, так как есть реальная угроза наступить опять на те же грабли недавней истории из советской жизни. Ведь и в 1926 году был упущен шанс Духовной революции. Живя в России, мы должны научиться решать все насущные вопросы с духовных – этических позиций, а не с позиций дикого рынка.

Думаю, назрела необходимость осветлять и восстанавливать информационно-энергетическое поле России, насыщая его созидательными творческими энергиями. Помните: "Насыщение земной коры считайте заданием нашим" . Вот когда начинаешь осознавать, насколько важна такая внутренняя работа каждого из нас. А если ещё объединить светлые энергии, представляете, как мощно они будут работать!

Россия сегодня как никогда близка к Духовной революции. Ей даны для этого все условия: территория, ресурсы, опыт тяжких ошибок, эволюционное Учение "Живая Этика", которое воплощает в жизнь Международный Центр Рерихов; труды выдающегося космофилософа современности Л.В. Шапошниковой, дающие понимание исторической и энергетической картины мира.

"СВЕТ БЕЛОЙ ГОРЫ"

af-gelich-svet-siyayuschiy – В названии выставки "Свет Белой Горы" есть некий символ. Как понимать эти слова?

– Пробуждающийся дух человека устремляется к Вершине. Она манит своей сверкающей чистотой. Путь к ней всегда тернист и таит много острых камней и ухабов. Вершина Белой горы – это символ, путеводный маяк. Свет её притягателен и окрыляет надеждой путь в Будущее. А оно прекрасно: это и Беловодье, куда издревле устремлялись подвижники Духа, и Звенигород – символ Очищенного Духа, и Белый Храм – его Вместилище.

"Свет Белой Горы" – это возвращение к истокам духовным. И будят сознание вечные вопросы, которые во все времена задавали люди творческие: "Кто мы? Откуда пришли? Куда идём?" Тема Белой Горы – попытка ответить на эти извечные вопросы с высоты творческого осмысления темы Алтая. Горы – воссоединение миров: небесного и земного.

– На Алтае, конечно же, особые энергии, и неспроста, наверное, ваш путь, ваш духовный поиск проходит сейчас именно здесь?

– Это не единственное место, но именно на Алтае я почувствовал себя гражданином всей России (не скажу, что всего мира, но в идеале это так и должно быть), потому что ежегодно приходится пересекать страну с востока на запад, и в каждом городе чувствуешь себя как дома. И здесь, во Владивостоке, ловлю себя на мысли: я же дома сегодня. Нет ощущения, что мне нужно обязательно вернуться. Да, есть внутренний зов куда-то ехать, но только для творчества.

Каждый год, бывая на Алтае, вслушиваясь в окружающую природу, чувствую, как нечто великое, необозримое надвигается в пространстве. И ощущение чего-то радостного, светлого – просто поражаешься! Несмотря на все видимые проблемы, которые нас окружают, понимаешь, что и дальше всё будет заметно меняться. Идёт раскрытие и очищение энергетических слоёв. Это великое смещение, когда отжившие энергии бушуют, бурлят (особенно в политике); они закручивают поток людей, не стойких духом, ещё не пробудившихся. Усиление внешнего напряжения приводит к тому, что у каждого человека обстоятельства жизни отягощаются, но это укрепляет и закаляет дух.

Говоря о времени, в котором нам суждено жить сегодня, художник заметил, что оно удивительное: каждый год приносит изменения, и мы обновляемся настолько, насколько позволяют наши стремления. В прошлом году А. Геличу удалось вновь проехать всю Россию с востока на запад. Выставки его картин проходили в городах Волгограде и Перми. У каждого города свой неповторимый характер, ритм, энергетика – и везде Афанасий Иванович замечал ростки нового. Это, безусловно, ростки нового осознания, несущего духовное оздоровление России. Художник видит их, прежде всего, в людях, которые приходят на встречу с его творчеством. Они открываются – и открывают себя – как бы с иной стороны, в них происходит переоценка ценностей.

"Очень важно всегда помнить и замечать такие всходы, тогда они дают надежду, устремляют в будущее. А будущее России действительно прекрасно!" На такой оптимистической ноте завершил свою беседу А.И. Гелич.

Подготовила Алла МЕЩЕРЯКОВА

От редакции "Уральского магнита": эта статья появилась в 2006-м году на сайте "Светоград"

актуальность всего, о чем сказано было 6 лет назад только возросла...