Моя дорога началась в далѐком Кудымкаре (где я живу), а потом через Пермь и Москву я долетела до Индии словно на «ковре-самолѐте» - чуть меньше суток: в 7 утра - из родного города, а в 4 утра — уже в Дели.
И пока мы летели, я чувствовала, что касалась своей мечты не только мыслями, но и крыльями самолѐта. Так осенью 2016 года моя «сказка» стала осязаемой в реальности.
Самолѐт приземлился в Дели, в крупнейшем в мире аэропорту «Индира Ганди», через который в год проходят 25- 40 миллионов человек. Среди этих миллионов оказалась и наша группа - 21 человек и вместе мы часть одного движения - «Уральский магнит». В Дели, выйдя из здания аэропорта ранним утром в 5 часов, когда солнце только забрезжило на горизонте, нашего дыхания коснулся уже жаркий воздух Индии, и мы глотнули его, не осознавая (по-моему) до конца происходящего.
Проезжая через грязные и многолюдные окраины огромного мегаполиса – Дели, всѐ равно душа почувствовала прикасание к чему-то неведомому, напоминающему сказки востока из детства. Это чувство усилилось, когда мы ехали по дорогам, ведущим на север Индии в местечко Наггар — вокруг постоянно встречались огромные статуи богов, дворцы и расписные машины, словно современные «колесницы».
Ехали целый день, постепенно воздух становился и свежее и прохладней, и вот уже показались горы – Гималаи… И чувствую новое прикасание - это сказочная мифическая долина Куллу. Поздно вечером доехали до Наггара и нашего отеля. Размещаемся по 2 человека в комнате и, прикоснувшись к постели, сразу же засыпаем…. в чистейшем ночном горном ( 2000 м над уровнем моря) воздухе на высоте необычных чувств и прикасаний.
А утром ... перед нашим взором открылась величественная картина гор. Душа поѐт и ликует, и хочется ко всему прикоснуться уже всем сердцем и руками, но нежно и бережно, чтобы не спугнуть сказку детства.А у подножья и на самих горах - дома, дома, дома, дороги, дороги, люди, люди. И откуда они здесь? Ведь это «сказка» и здесь должны быть лишь дворцы, храмы и боги!? А мы входим сами прямо в «сказку» своими ногами! И начинается наше знакомство и прикасание к реальным и сказочным жителям долины...
Живя в Наггаре 15 дней, мы узнали, что касты в Индии сохраняются, и люди при рождении уже принадлежат к определѐнному сословию до конца своей жизни.
Живут индусы спокойно, не суетясь, и работают так же, даже, можно сказать, медленно, но красиво и любят, чтобы работу их заметили и похвалили. Мужчин в Индии около 65%, и поэтому каждая индийская девушка без проблем может выйти замуж. Но даже если девушка закончила колледж, лицей, она, выйдя замуж, занимается домашним хозяйством, растит детей и помогает мужу в семейном бизнесе. Например, как и в семье у хозяина нашего отеля: жена помогает мужу и сама обслуживает всех гостей, вместе занимаются содержанием отеля.
Люди из низших каст трудятся на самой «чѐрной» и физически трудоѐмкой работе, и женщины наравне с мужчинами таскают тяжести на спине и на голове. Но живут и трудятся с радостью и не считают свою жизнь трудной, а просто принимают еѐ такой, какой она им дана Свыше, а значит прожить еѐ надо достойно до конца. Ведь жизнь -это Божественный Дар. И к этой их повседневной радости прикасаются наши души и что-то незримо познают, какую-то глубину жизни….
Каждый день был открытием для нас. Индийская сказка тесно переплелась с современностью, и повсюду чувствуется рождение нового. Моей душе радостно, хотя не всѐ понятно, а в сердце звучит прекрасная мелодия, которая осторожно прикасается к этой вновь создаваемой современной сказке.В долину Кулу, в Наггар с каждым годом всѐ больше приезжает туристов со всего мира, и сфера обслуживания здесь постоянно развивается. Строятся всѐ больше и больше частных отелей и всѐ современней. Появляются европейские кафе или хотя бы кухня европейская. Но туристы всѐ-таки больше ценят, как в общем-то и в других странах, местный национальный колорит, и это в Индии понимают и сохраняют. Ну хотя бы то, что все ходят: и молодые, и люди старшего возраста в красочной не повторяющейся национальной одежде. Сохраняют индусы из поколения в поколение и свою страсть добавлять всюду острые специи и приправы: и в повседневную еду, и в чай, и в сладости.
Мы (ну, конечно, не все) решили попробовать всѐ, и для нас это стало «подвигом». Среди множества блюд мы нашли что можно поесть более привычное для нас и этим наслаждаться. Потому каждый день мы старались не пропустить обед в местных кафе. Но утром и вечером всѐ же готовили сами, на большой террасе нашего отеля. На местном рынке покупали овощи, хлеб, молоко и что-нибудь к чаю. К слову, чѐрного хлеба там нет, в северной Индии не выращивают рожь.
Да, всем своим существом хотелось окунуться в местный колорит «с головой», но что-то внутри (или снаружи?) давало понять — спокойней, нежнее, легче, мягче прикасайся к этому пространству, к людям, ко всему вокруг…. А прикасаться и сотрудничать нам пришлось со многими людьми, ведь приехали мы не простыми туристами, а с планами выступить с театрализованно-игровой программой для детей, помочь в подготовке к ежегодному празднику — фестивалю ко Дню рождения Н.Рериха и поработать в усадьбе – музее семьи Рерихов, которые жили здесь с 1928 по 1947 года.
Выступления были назначены на 2 и 9 октября и, конечно, репетиции перед выступлениями. Но это было ещѐ впереди, а пока мы продолжали знакомиться с северной Индией и еѐ людьми. Мы увидели, что женщины очень женственны и любят яркую одежду и, конечно, украшения, а мужчины — дети, мальчишки в душе. Увидели, что все жители, невзирая на касты, с внутренним чувством собственного достоинства. Индусы очень чувствительны и с детства в них развито чувство красоты, музыкальность, ритмичность, поэтому они все преуспевают в гуманитарных направлениях, легко обучаются иностранным языкам на слух. И русские песни или просто слова они в отличии от европейцев произносят без акцента - «на чистом русском» и с большим удовольствием.Жители всех городов и деревушек, которые мы посетили, –это радостные доброжелательные люди, спокойные и терпеливые. И это повсеместно: вот оказались мы в пробке на горной опасной дороге и хоть бы кто-нибудь выругался или расстроился, или рассердился – нет! Они наоборот ловили момент отдыха: молодые мужчины, ехавшие перед нами, включили музыку и стали танцевать, потом и нас пригласили, и мы общим индийско-русским кругом танцевали, в то время как полицейские спокойненько «разгребали» пробку. Говоря о дорогах в Индии и водителях вообще удивляешься, но с хорошей стороны. На дорогах нет дорожных знаков ( если только что-то в больших городах ) и значит нет привычных нам правил дорожного движения. Но есть свои правили: машины «переговариваются» по ходу движения - водители сигналят друг другу постоянно или чтобы обогнать, или чтобы проезжал, не задерживался, или просят пропустить. Люди ходят по дорогам и не боятся быть сбитыми – все друг друга чувствуют на расстоянии, и это уже не говоря о коровах и собаках на дороге, которые являются полноправными пешеходами (или «транспортным средством»?). И все люди и животные, пешеходы и водители живут в мире и согласии, понимая друг друга и принимая такими, какие есть.
Кошек в Индии просто нет, мы встретили одну и то там, где живут русские. Зато повсюду собаки – добрые, приветливые, дружелюбные, как и все жители Наггара. Собаки могут ходить за людьми повсюду, но всегда с «улыбкой», никогда не злясь, не раздражаясь, не нападая на людей. Наверно это им от местных жителей передаѐтся, ведь животные тоже очень чувствительны.
В один из дней нашего путешествия мы побывали на перевале Ротанг (3 980 м над уровнем моря) - нам открылись необычайные просторы для глаз и для души. А если повернуться на юго-восток в сторону Непала, то можно почувствовать дыхание Вершины мира горы Джомолунгмы (или Эвереста) – «Хозяйки ветров» (с тибет.яз.). Внизу, у подножья перевала, шумит невидимая река Чандра, а справа от перевала находится озеро Беасрикки. А вокруг пространство, заполненное чистейшим живым воздухом четырехтысячников и пятитысячников, на вершинах которых всегда искрится и белеет снег. Ротанг обычно открыт с июня по сентябрь. Остальное время года он завален непроходимыми снегами. Погода здесь очень переменчива. Самое страшное - это снежная буря «биана», которая налетает неизвестно откуда и даже уносит жизни людей. Нам же очень повезло, погода была солнечной и ветер не сильным, хотя уже начался октябрь.На Ротанге много святых мест и поэтому туда часто приезжают индийские туристы. А разговор о вере индусов может быть нескончаем. Скажу лишь, что в долине Куллу более 360 богов, и еѐ по праву с древности называют «Долиной богов». Даже в маленьком Наггаре (деревушке) насчитывается около десятка храмов. Рабочий день начинается только с молитвы и просьбы к богу или богине благословить на весь день или на определѐнное дело. И день в школе обязательно начинается с обращения к богам, чтобы благословили на учѐбу. А вообще боги в долине весѐлые и любят «ходить» друг к другу в гости, тем более, что боги друг другу то сѐстры, то братья. Чтобы шествие с Богиней или Богом началось, надо в первую очередь настроить, подготовить богов. Мы оказались на одном из таких действ и это было не очень приятное для нас зрелище - специально умеющий человек входит в транс и начинает руководить движением. Душа моя вначале была в недоумении и небольшом ступоре (наверно от непривычных действий человека, вошедшего в транс) — казалось взбудоражилась вся природа, все окрестности и его мифические обитатели начали какой-то сказочный вихреобразный танец, и лишь горы Гималаи стояли не шелохнувшись в торжественной красоте, я быстро переключилась на горы, всем сердцем прикасаясь к их торжественности и не давая душе закружиться в мифическом танце (сердце чувствовало в этом опасность). И вот процессия мужчин с музыкой и молитвами понесла Богиню на специальных носилках из одного Храма в другой — так привычно для всех жителей гуляют Боги по долине и помогают местным обитателям долины жить в труде, радости и любви.
Одновременно с тем, как мы прикасались и познавали жизнь в долине Куллу, мы побывали в городе Кулу, в городе Манали, в различных древнейших Храмах и на базарах этих городов. Почти всѐ, что продают индусы, они делают вручную: и сувениры, и одежду, и сумки, и украшения, и частично обувь и, конечно, различные лакомства.Заметили мы и связь некоторых моментов между местными жителями и нами – коми-пермяками (автор имеет в виду себя). Например, в орнаментах одежды северных индийцев, тибетцев много общего с нашими. И слова некоторые похожи, и произношение, нам даже пару раз показалось, что они разговаривают на коми-пермяцком с теми же «дж», «дз». Или вот спрашиваем, как называется этот грубо тканый половик, нам отвечают – «дера». А ведь и у коми-пермяков грубая самотканая ткань называется – «дера». И таких моментов можно встретить немало. Да и в основном невысокие они на
севере Индии, на сегодняшний день, как и мы — комипермяки, и много языческого осталось и у них, и у нас (чуть поменьше) в культуре, связанного и с природой, и с бытом. И от этих прикасаний вспомнилось моей душе, что сказки индийские и наши - они родные.
Дальше мы начали готовиться к новому выступлению 9 октября. А по пути прибирались возле Зелѐного театра, садили цветы возле института Урусвати, общались с новыми друзьями, а главное - общались с Индией и еѐ людьми, богами, и всеми жителями видимыми и невидимыми, прикасаясь сердцем к сокровенным глубинным тайнам миров и пространств… Всѐ это Житие в Наггаре трудно объяснить простыми словами — это очень древняя сказка - жизнь, продолжающаяся и сегодня... Утром 9 октября, в день рождения Николая Константиновича Рериха – Махариши, великого святого и мудреца, как почтительно величают русского художника в Индии, в Международном Мемориальном Тресте Рерихов (ММТР) собрались гости и туристы из Индии, России, Украины, Эстонии, Греции, Голландии и других стран. По традиции день начался с шанти-пуджи – молитвы о всеобщем мире и благоденствии, проведенной на месте кремации Н.К.Рериха. По окончании пуджи на флагштоках рядом с усадьбой Рерихов торжественно подняли российский и индийский государственные флаги и Знамя Мира как символ дружбы и сотрудничества между Россией и Индией. Продолжился фестиваль в выставочном артцентре, где были представлены две выставки: одна русской художницы, а другая индийской мастерицы вышивки гладью на сюжеты легенд мифов древней (сказочной) Индии - Камли Деджры. Дальше на сцене Зеленого театра ММТР фестиваль продолжился с традиционным зажжением светильника, с выступлением официальных лиц обеих стран, где говорили что Россия всегда была ближайшим другом Индии, помогала ей и в политических, и в технологических, и в экономических областях жизни, и в развитии исследований Космоса, не говоря уже о культурном сотрудничестве. А Индия, страна великого наследия, одной из первых поддержала идею Рериха о защите Культуры, и др. А дальше Индия вновь преподнесла нам сказку - выступление Государственного академического русского народного хора имени М.Е.Пятницкого - ну где бы и когда бы мы смогли в России увидеть этот коллектив!
Выступление русского народного хора имени М.Е.Пятницкого открыло Фестиваль Российской культуры в Индии, который продлился до конца октября. Всѐ выступление русского коллектива вызвало восторг и восхищение зрителей, и у русских даже больше, чем у индусов, всѐ-таки нашим душам более близка широкая раздольная русская песня (но, может быть, это было только моѐ ощущение), а затем встреча вновь перелилась в традиционный народный хоровод долины Кулу - «нати», и уже в который раз объединила сердца индусов и русских.
А потом ещѐ раз русскую сказку подарили мы для индусов. И вновь индийская ребятня весело окунулась в действо по мотивам сказки «Гуси-лебеди». Вновь и вновь наши души прикасались и познавали что-то новое друг в друге. Это было волшебство — реальностью стала русская сказка на индийский лад. И превыше всех разделяющих границ в реальности «культурное» сердечное прикасание открыло сказочные возможности для проявления Нового мира в жизни всех людей. Художник, ученый и мыслитель Н.К. Рерих писал и говорил так - «...Только сердцем и мудростью может объединиться и понять друг друга человечество».
И вот мы уже вновь летим над Гималаями, домой в Россию. Наше путешествие закончилось, но сразу после нас в Индию на Саммит прилетел наш президент В.В. Путин, а в рамках Фестиваля русской культуры ещѐ многие российские коллективы побывали в Индии после нашего путешествия. Вот такое «сказочное» совпадение произошло тогда в октябре.
После поездки у себя в Кудымкаре мы открыли выставку «Краски Индии», посвящѐнную Дню рождения младшего из семьи Рерихов – Святослава (23 октября) и, конечно же, нашей поездке в Индию. Основу выставки составили 2 экспозиции: это - фотопутешествие по северной Индии и картины – репродукции Святослава Рериха из жизни южной Индии, где долгое время художник жил со своей женой-индуской Девикой Рани - Рерих. Девика была красавицей и популярной актрисой в 30-40е годы 20 века, но известной в Индии она остаѐтся и сейчас. Многие индусы через неѐ узнают о еѐ муже – художнике С. Рерихе и его великом отце Николае Рерихе.
Святослав Николаевич, как и вся его семья, был убежден, что Красота играет великую роль в эволюционном развитии человечества, что Красота не может быть создана без высшего идеала. Разрушение этого идеала – духовного или эстетического – приводит к обезображиванию жизни, и даже еѐ гибели. Так своими картинами художник пробуждает душу индийского народа к новой красоте жизни, к активному созиданию красоты. Через выставку продлилось наше путешествие по северной Индии. И каждый день, пока работала выставка, я вновь и вновь прикасалась к волшебству индийской сказки, полюбившейся ещѐ в детстве. И уже вновь хочется сесть на «ковѐр- самолѐт» и, перелетев через пространство и время, нежно, ласково, но уверенно, словно звуки флейты в руках Кришны, прикоснуться к Индии и оказаться в сказке наяву….