Еныб
На Лупье-реке, под урочищем Важгорт, есть холм. Он не такой уж и большой, но в этих местах - самая красивая и веселая высотка. С нее далеко видно округу.
Из-под холма родники бьют. Их три, и при каждом был колодец. Ключи из-под одного холма бьют, но в разных местах и в разные стороны текут. Вода чистейшая, с особым вкусом.
Название тому холму - Еныб, что значит Богово поле.
Почему его так именуют?
Мой дед до ста шести лет дожил, много повидал и об этом холме так рассказывал: «У Еныба стоял деревянный бог, мы ходили к нему молиться, как вы теперь - в церковь».
То изображение отец мой тоже знавал, а при мне его уже не было. Одни утверждали, что тот бог был вытесан из дерева, другие - что из камня. Где он теперь, куда его дели, я не слыхал. Возможно, когда появилась церковь, так туда унесли. Если же он был «важ ен» - чудской бог, так его спрятали где-то древние люди.
Во время последней войны старые люди еще ходили туда, только летом. Возьмут поесть и попить и пойдут на Еныб. А с какой целью - не знаю: или День пикапа справлять, или на поминки: около того места есть старый могильник - там чудские люди лежат.
Со всем скарбом под землю ушли
Древние люди жили в Кыдзыскуше и сами себя похоронили: вырыли ямы, поставили столбы, забрались в ямы со всем скарбом своим, скотом, да и обрушили на себя землю. То место старики называли Гажаыб - Веселое поле. Тут чучкие лежат.
Есть отдельные могилки, есть и общие. Старики указывали место, где лежат четыре брата: Чазь, Бач, Юкся и Пукся. На их могилах и трава не растет. Рядом с могилами стоят шесть берез и елей. Под этими деревьями поминки устраиваем, но не в семик, а в субботу -так, говорят, сами древние распорядились. Для поминального пирога рыбу ловят в речке Кыдзысе около урочища Каньявэр. Там пруд, а рыбы столько - больвейти!