lupyaЕныб

На Лупье-реке, под урочищем Важгорт, есть холм. Он не такой уж и большой, но в этих местах - самая красивая и веселая высотка. С нее далеко видно округу.

Из-под холма родники бьют. Их три, и при каждом был колодец. Ключи из-под одного холма бьют, но в разных местах и в разные стороны текут. Вода чистейшая, с особым вкусом.

Название тому холму - Еныб, что значит Богово поле.

Почему его так именуют?

Мой дед до ста шести лет дожил, много повидал и об этом холме так рассказывал: «У Еныба стоял деревянный бог, мы ходили к нему молиться, как вы теперь - в церковь».

То изображение отец мой тоже знавал, а при мне его уже не было. Одни утверждали, что тот бог был вытесан из дерева, другие - что из камня. Где он теперь, куда его дели, я не слыхал. Возможно, когда появилась церковь, так туда унесли. Если же он был «важ ен» - чудской бог, так его спрятали где-то древние люди.

Во время последней войны старые люди еще ходили туда, только летом. Возьмут поесть и попить и пойдут на Еныб. А с какой целью - не знаю: или День пикапа справлять, или на поминки: около того места есть старый могильник - там чудские люди лежат.

Со всем скарбом под землю ушли

Древние люди жили в Кыдзыскуше и сами себя похоронили: вырыли ямы, поставили столбы, забрались в ямы со всем скарбом своим, скотом, да и обрушили на себя землю. То место старики называли Гажаыб - Веселое поле. Тут чучкие лежат.

Есть отдельные могилки, есть и общие. Старики указывали место, где лежат четыре брата: Чазь, Бач, Юкся и Пукся. На их могилах и трава не растет. Рядом с могилами стоят шесть берез и елей. Под этими деревьями поминки устраиваем, но не в семик, а в субботу -так, говорят, сами древние распорядились. Для поминального пирога рыбу ловят в речке Кыдзысе около урочища Каньявэр. Там пруд, а рыбы столько - больвейти!

Свадебная поэзия — изумительное явление русского фольклора. В ней нашли отражение многие стороны жизни народа, история семьи и брака. Но старинная крестьянская свадьба давно забыта. В памяти людей старшего поколения, живущих в глубинке, еще сохранились отдельные поэтические фрагменты, воспоминания об обрядовых действиях, смысл которых иногда трудно объяснить. Процесс забвения древнего свадебного обряда начался задолго до революции 1917 года. Он был связан с разрушением большой патриархальной семьи и с ломкой патриархальных отношений в деревне. Старинные свадебные песни переходили в другие песенные циклы и, трансформируясь, получали иное целевое назначение в народном быту, они превращались в игровые и хороводные песни. Фольклористы XIX века единодушно утверждали, что крестьянская свадебная поэзия исчезает, что приходится довольствоваться только обломками некогда великолепного художественного ансамбля.

Серьезный анализ свадебного обряда в Прикамье проводился на протяжении двадцати лет на основании этнографических данных собранных в Чердынском районе с 1947 по 1968 годы. Запись свадебных песен и обрядов именно в Чердыни не является случайностью. Чердынь, когда-то столица Велико-пермского княжества, Пермь Великая, колыбель освоения Урала и Сибири, богата не только археологическими памятниками, но и замечательными произведениями устной поэзии. До сих пор здесь сохранились в памяти народной многие жанры старого фольклора: сказки, песни, заговоры, календарная поэзия, народная драма. Устно-поэтические традиции здесь оказались намного сильней, нежели в других районах, чаще можно встретить талантливых сказителей, бережно сохраняющих поэтические традиции предков. Чердынская свадьба — это лучший вариант северной русской свадьбы, вариант очень полный, интересный и специфический.

dom-kamenskih
Дом Каменских в Суксуне
Первая встреча с Суксуном состоялась у меня осенью 1988 года. Проехав на машине почти полпути до Екатеринбурга под проливным дождем мы искали место для остановки и отдыха водителя, как вдруг неожиданно из-за холма взгляду предстала чудесная картина – огромный пруд, а на берегу белоснежный терем с высоким малиновым флюгелем. Это был Суксун. Так и врезался с тех пор в память этот белый терем, словно корабль, величественно парящий над гладью воды, невесть какими судьбами очутившийся в уральской глубинке. Ведь он так разительно контрастировал с серым, взбухшим от дождя деревом одноэтажных деревянных домов и непроходимой грязью, в которую мы окунулись чуть не по колено, после того, как выйдя из машины, направились за продуктами в ближайший сельский магазин. После, когда мне рассказывали про Суксун, в памяти всегда всплывал этот сказочный образ белого терема. И было очень обидно, что так и не удалось побывать внутри здания. Хотя в то время в нем еще находилось заводоуправление и попасть туда просто так, проездом было бы довольно сложно. Во второй свой визит в Суксун я очень хотела посетить этот дом, так как знала, что там уже располагается музей. Но меня ждало большое разочарование, не успела разместиться у друзей, как все наперебой стали рассказывать, что чудного белого терема больше нет. Не далее чем месяц назад он сгорел дотла. Причем случилось все в считанные минуты, в здании проводили сварку, искра попала под пол, старое дерево полыхнуло мгновенно, едва усели спасти коллекцию музея и то не всю. Так что экскурсию пришлось совершать не в чудный терем, яркую грезу моей юности, а на его пепелище. Конечно, было очень грустно, что так и не довелось побывать в этом удивительном доме, вдохнуть его старинную атмосферу. И как бы дразня мои несбывшиеся мечты, все пепелище было усыпано полуобгоревшими открытками, на которых словно величественный белый корабль возвышался дом усадьбы Каменских на фоне яркой, весенней зелени. Как бы напоминая о себе, что он не сон, что он на самом деле здесь был и навсегда останется в моей памяти.

Раньше в нашей семье была замечательная традиция – отмечать День Знаний 1 сентября поездкой в какой-либо интересный уголок Пермского края с осмотром музея и других достопримечательностей. Так мы посетили Усолье, Чайковский, Суксун и множество других мест. 1 сентября 2000 года мы отметили поездкой в поселок Ильинский. Поездка оказалась очень плодотворной, направляясь в Ильинский, мы даже не предполагали, что узнаем столько интересного. Был теплый, солнечный день. Автобус выехал с автовокзала и на всем пути по городу нам встречались торжественно шествующие в школу первоклашки с букетами цветов, они направлялись открывать свои знания, а мы свои.

Дорога до Ильинского занимает 2 часа и до поворота на Хохловку была нам хорошо знакома. Потом, начиная от Васильевского, пошли пейзажи изумительной красоты: небольшие холмы с живописно разбросанными по склонам домами, желтые поля с недавно собранными стогами сена, озерца с плавающими белыми гусями. Ярко светившее солнце придавало еще больше радости поездке, а подсаживающиеся по пути школьники с букетами создавали ощущение праздника. Позже, я посмотрела по карте и поняла, что места там действительно необычные, ни в одной другой части Пермского края нет такой концентрации урочищ, как здесь, по дороге на Ильинский. Если провести прямую от станции Шабуничи до Ильинского, то на ней и вблизи окажется около десяти урочищ! Мы не знаем, следы какой культуры хранят эти урочища, то ли они остались от вогулов и зырян, то ли от легендарной чуди, большинство из них никогда не исследовалось археологами, лишь людская память дала им названия урочищ.

Свет в окне

Обычно домой я добираюсь автобусом. Но иногда тоска по простору и дорогам забьется в душу, и тянет меня к пешей ходьбе.

Вот и сегодня выхожу задолго до наступления сумерек. Но пока прохожу первые дачные участки, а затем окраиной аэродрома добираюсь до Коньшино, октябрьский день начинает медленно угасать. Запад все больше разгорается малиновым огнем. Солнце, притянутое землей, прячется за горизонт. Вот вспыхнули и зарозовели поля и деревья. Краски сиреневой зари ярко проступили в закатном небе, и на фоне этой чудной музыки нежных и спокойных цветов отчетливо выделяются тонкие ветви голых берез.

Неудержимо надвигающиеся сумерки все больше обостряют окрестные запахи. Тишина сгущается так, что ее можно слушать, словно музыку. Я дышу тишиной и воздухом, совсем не похожим на тот, которым приходится дышать в городе.

Дорога - словно сказочная живая вода, возвращает человеку молодость, обостряет радость жизни, бесследно поглощает все невзгоды и огорчения.

Половина пути пролетает незаметно. Вот узкая тропинка, гладкая и твердая словно асфальт, выводит меня к Отево. Розово-тревожные всполохи заката еще играют в крайних окнах домов, вспыхивая в глубине разноцветными огоньками. Но все быстрей тускнеют небесные краски. Настороженные ели впереди всё больше темнеют, а дальние леса и вовсе становятся непроглядными. Одолев крутой склон, оглядываюсь назад. Тьма, наконец поглотила окрестные дома, лишь холодно серебрится слева река да в одной из изб еще светится огонек в окне. Полный сердечной тревоги, он словно чей-то взгляд издалека. И этот говорящий взгляд, словно намекает мне: «Каждого из нас где-то ждут. За постоянной суетой дел и забот не нужно забывать об этом...».

 

Белая зыбка к реке побежала. (Гусь.)

Белая девица по ночам улыбается. (Луна.)

Без рук, без ног, а на кол лезет. (Хмель.)

Безрукий-безногий по огородам шарит. (Ветер.)

Безрукий-безногий горы ставит. (Метель.)

Безголовый, бескрылый над рекой летит. (Облако.)

Мое знакомство с Кудымкаром состоялось не так давно, весной 2008 года, когда коми-пермяцкий автономный округ уже вошел в состав Пермского края. От визита осталось впечатление, что дворец культуры Кудымкара, это не просто место, где проводятся разные ярмарки и дискотеки для молодежи, а настоящий островок культуры. Где по-прежнему, как и в советские годы, активно действуют клубы по интересам, занимаются детские музыкальные и танцевальные студии, проходят выставки известных художников и фотографов и многочисленные праздники. Причем не те праздники, как у нас, где народ идет в основном, чтобы выпить и закусить, а праздники в истинном понимании этого слова. Куда люди идут как на особое торжество нарядно одетыми, всеми семьями – бабушки, дедушки, мамы, папы и дети. И где всем весело, для каждого находится занятие по душе, каждый может выразить себя и получает от этого колоссальное удовлетворение.

см. также - Загадки народа коми

Алтай, Уймонская долина, 2011 год.
Здесь мы встретились с удивительным человеком - Раисой Павловной Кучугановой.
Живёт она в селе Верхний Уймон. Благодаря ей в этом селе появился Музей истории и культуры Уймонской долины. Он расположен недалеко от дома Атамановых, где располагается мемориальный музей Н.К.Рериха.

«Единение – или гибель»

Н.К. Рерих

Мы, в своём большинстве, - дети ХХ века, самого смятенного и кровавого: революции, гражданские, мировые войны и хрупкое балансирование на ядерных весах...

И вот уже незаметно пролетело десятилетие ХХ1 века, а мир в ещё большем смятении и смуте. Подобного небывалого напряжения планета наша не испытывала никогда .

Кто-то скажет, что такое бывало не раз ...

И собралось как-то всё в одном месте, великом!

И на великих мыслях всё объединилось, и на радости!

Реки живоносные заструились и понеслись всеми потоками серебристыми, да в радуге.

И звучало...

И роса собиралась священная на равнинах бескрайних. И дышало всё ветрами свежими. И гора там была высокая.

Рождались там всеми чудами птиц и живые и настоящие, удивительно красивые...

И росли там цветы и их птицы по другим краям далёким разносили.

Да и пело там всё песни слышимые. Далеко уносились они.

Вот такая Россия сказочная и чудесная, словно поле цветов живое! А кто не поверит...

Когда-то, давным-давно, на берегах реки Турьи жили люди. Было это еще до того, как на эти земли наполз Великий Ледник. Не было у этих людей нужды в земных богатствах, не истребляли они животных для пропитания, и золото, и другие клады этой земли спали спокойно, до своего часа.

Карпинск дорогой, с днём рождения!

Прими и мои поздравления.

 

Написано много. Карпинск, о тебе:

Стихи и рассказы,  песни слагались.

Знаем, было немало в твоей судьбе -

Строилось, рушилось и прославлялись.

 

Сейчас ты притих, мой родной городок:

«Что там, впереди ожидает меня?..»

В раздумье стоишь на развилке дорог…

-«Не стоит менять на дороге коня».

 

Но верю, Россия воспрянет от зла,

Энергия света наполнит людей!

И так подобреет Карпинска земля-

Мы счастливы будем от Высших идей!

 

Взовьются дома средь садов и цветов.

Чистые люди с природой сольются!

И солнечных, мирных, Великих гонцов

Отправят туда, где с бедами бьются.

 

Неважно, что маленький наш городок,

И  в таких Человек поднимается!

Вверх кто-то подняться тебе, брат, помог,

Ты спаси тех, в ком силы кончаются!

 

Наступит ли время мира благое?

Трудно поверить сейчас нам в победу.

Трудиться надо, не киснуть в покое,

И победим в себе темень-зловреду.

Страница 1 из 2

Движение духовного согласия и единения "Уральский магнит"

E-mail: post@uralmagnit.ru

Мы в соц. сетях:

ВКонтакте "Будущее зовёт"
ВКонтакте "Душевный разговор"
Одноклассники "Уральский магнит"
YouTube
LiveJournal

Информируем, что иностранное лицо, владеющее информационным ресурсом YouTube, является нарушителем законодательства Российской Федерации.

Где будет наше видео, когда заблокируют YouTube?
Всё постепенно переносится на российские сервера.
Куда? - Напишем на главной странице сайта

Беседы "Уральского магнита" уже на Одноклассниках:
https://ok.ru/group/58653589700707

 

Поиск по сайту

Статистика

Яндекс.Метрика

Друзья сайта

Мудрость Мираkuva bnТворческое объединение НАША ПЛАНЕТА
2018 Уральский магнит

Поиск по сайту