«Индия – не чужбина, а родная сестра России»
Н.К.Рерих
Мы давно мечтали побывать в Индии, в этой удивительной стране, до сих пор хранящей то, что многие народы уже забыли. Земной путь наших Учителей пролег по Индии, среди лесов, гор, древних храмов и городов, часть из которых всё ещё остается неизвестной. Тайна. Великая тайна и чувство, что там есть нечто Прекрасное, как невиданный цветок сияющее сквозь марево повседневности...
Потом, уже оказавшись в Индии, увидев землю, каждый клочок которой несет на себе прикосновения рук человека, мы начали понимать, откуда это чувство, эта сказка, разлитая по территории целой страны.
И вот наша мечта сбылась. Возможности появились, как результат общего устремления быть там и сделать что-то полезное.
См. также Открытие Индии. Часть 2-я , Спектакль "Гуси-лебеди" в Индии , Чебурашка по-индийски
О последнем пункте скажу особо: с самого начала мы решили, что едем в Индию не отдыхать, не как туристы. Об этом говорилось каждый раз, когда мы собирались вместе. Подготовка к поездке началась год назад. За это время мы наметили места, которые хотелось бы посетить, нашли людей, с которыми можно сотрудничать. Чуть-чуть соприкоснулись с культурой Индии, чтобы хоть немного представлять, куда мы едем.
Взлет в Шереметьево и, спустя 6 часов наш самолет садится в аэропорту им. Индиры Ганди, в Дели. В здании аэропорта прохладно, слышится непонятная речь. Понимаем, что говорят по-английски. Только сами сказать ну ничего не можем! Одно дело читать, другое – понимать разговорный английский. Про хинди – вообще молчу...
Все ж таки, при помощи весьма отзывчивых сотрудников, что на паспортном контроле, удается правильно заполнить миграционную карту и – УРА, ТОВАРИЩИ! – нас впускают...
Сидим, ждем 2-ю группу, которая прилетает через 5 часов. Оккупировали несколько скамеек (их здесь мало) и тележек. Индусы поглядывают на нас немного озадаченно.
Дождавшись всех, собираемся и идем к автобусам. Только вышли из нашего 3-го терминала – сразу окунаемся в теплую, чуть влажную атмосферу Индии. Здесь нас встречают и вскоре мы садимся на 2 «минибаса», которые должны доставить нас в Наггар.
На широкой, 2-полосной дороге, по которой мчатся наши автобусы, кого только нет! Грузовики и грузовички, мото- и велорикши, автомобили, мотоциклы. Всё это едет куда-то и непрерывно сигналит. Клаксон для индийских водителей – средство урегулирования различных ситуаций, которых во время движения возникает немало. Хочешь обогнать – бибикай! Хочешь войти в крутой поворот на горной дороге – бибикай. И будь готов тормозить – быстро, вплоть до полной остановки...
Грузовики разукрашены, как новогодние елки. Иногда на бортах встречаются загадочные надписи, например такая: “Save girl’s – save world”. Те, кто едут на мотоциклах/мотороллерах чаще всего без касок. Люди едут в кузовах грузовичков, стоя. Иногда висят, как гроздья на каких-то подножках. И все это весело и жизнерадостно, без страха перед местными гаишниками. А тем – все, как говорится – по барабану. Лишь бы не останавливались там, где “No parking” и платили за проезд по платным дорогам.
К слову о платных дорогах: на пути в Наггар мы 3-4 раза проезжали через шлагбаум. Наш водитель платил сколько-то (для легковых плата 30 рупий за 1 раз, для автобусиков, наверное больше), просто передав деньги из окошка в окошко. Получая при этом чек.
Шлагбаумы на индийских дорогах еще бывают на пунктах контроля, таких, как при въезде в штат Химачал-Прадеш (где находится долина Кулу) или при въезде на перевал Ротанг. Там оформляют или проверяют разрешение на въезд. Видимо не всё просто в Индии, тем более в приграничных штатах. В Джамму и Кашмир время от времени вспыхивают перестрелки в пакистанцами, не знаю, как на границе с Китаем...
Еще хочется сказать об индийских водителях. Это удивительно доброжелательные люди. Они чувствуют друг друга, чувствуют поток, в котором движутся. Они сливаются с машиной воедино и потому у них такая реакция. Дорожных знаков в разы меньше, чем у нас. Ставка на здравый смысл и доброжелательность. Именно за счет этого в стране с 1,5 – миллиардным населением низкая аварийность. Было много ситуаций, когда мы выезжали на встречку, выруливали немыслимым образом, обгоняли то справа, то слева (движение левосторонее). Пытаюсь представить, как это было бы у нас...
М-да... Там, где индийские водители договариваются, русские (или европейцы) просто идут на таран. Наверное, дело в сфере бессознательного. Итак, все куда-то едут. Мелькают дома, невысокие. Многоэтажками в Индии (по крайней мере, там, где мы проезжали) не увлекаются. Отделкой особо не заморачиваются, сайдингом тут и не пахнет. Так, покрасят стену – и всё... Здесь нет абсолютной правильности, прямоугольности форм. То тут, то там какие-то арки, башенки с луковками вверху. Иногда статуя какого-то бога.
Становится понятно, что у многих, если не у всех – домашние храмы. Как в русских избах всегда был красный угол с иконами, так в Индии – маленькие домашние храмы со статуями богов. Религия вплетена в культуру Индии естественно, как часть жизни. Не напоказ.
Молниеотводы – в форме трезубца (наверное, имелся в виду трезубец Шивы). Нередко встречается свастика. В Индии она – символ огня, символ солнца. Свастику мы видели над дверями домов, на грузовиках, на флажках, что развеваются над храмами.
Огромные деревья. Что-то, напоминающее наши тополя, а также эвкалипты, пальмы, алоэ, какие-то высоченные травы. И снова дома, домики. И вывески, вывески, вывески! В том числе типа “Gupta properties” или “Jadu properties” .
По количеству вывесок понятно, - многие занимаются торговлей, держат какие-то магазинчики или мастерские, где работают сами, со своими детьми. Люди стараются быть самостоятельными.
А вот названия фирм, марок машин, отелей удивляют. Яду – это династия, из которой произошел Кришна. Автомобили Maruti Sudzuki своим названием также обязаны эпосу Индии. Марути – одно из имен Ханумана, героя «Рамаяны». Говорят, что парламентарии Индии и прочие чиновники часто цитируют «Веды», «Махабхарату» или «Рамаяну», отстаивая свою точку зрения...
Вот так имена древних героев, царей и богов проглядывают в сегодняшнем дне Индии. До сих пор мерилом, эталоном служат.
Едем уже несколько часов. В животе пусто, хочется что-нибудь съесть. Останавливаемся около рощи, состоящей из деревьев, похожих на тополя.
Наши заботливые водители расстилают тент. На импровизированный стол ставим все съестное, что купили в городе. Перекусываем.
Неподалеку то бегают, то летают красивые белые птицы. Говорят, это цесарки – местное население их разводит.
Едем все дальше и дальше. От кондиционера люди на задних сиденьях уже замерзли, надевают куртки. К вечеру въезжаем в горы. Темными силуэтами они проглядывают сквозь дымку на фоне неба. Деталей почти не видно, привычной уральцам горной прозрачности воздуха тут пока нет. Надеемся, что когда заберемся повыше, видимость улучшится.
Однако, вечереет. В 6 часов вечера солнца падает за горизонт и на мир спускается ночь. За окнами огни, габариты машин и сплошное бибиканье.
Мы уже никакие, мы уже выпадаем в осадок и растекаемся по креслам. Едем то ли 14, то ли 16 часов подряд! Дорога изобилует поворотами, нас мотает из стороны в сторону, а мы дремлем.
И, наконец – Наггар. Об этом мы узнаем, остановившись где-то на границе леса и городка. Выгружаемся и по крутой тропинке, в темноте взбираемся к нашему отелю. Спасибо нашим организаторам и их помощникам – всё сделали, как надо. Жилье по доступной цене и все вместе. Группа-то большая.
Хозяева – почтенный Паппу и его жена Мира, вручают ключи от номеров, помогают расположиться.
УРА, ТОВАРИЩИ! Мы – на месте. Теперь ужинать и спать...
Продолжение следует.
См. также Открытие Индии. Часть 2-я , Спектакль "Гуси-лебеди" в Индии , Чебурашка по-индийски