Неважно какие, лишь бы горы, лишь бы камни и ветер, дождь и солнце. На всё согласен, лишь бы подышать этим воздухом, почувствовать высоту... - Такие настроения бродили среди нас весной этого года.
Прошел июль, прошёл фестиваль в Куве и мы таки выбрались в горы Северного Урала. Пунктом назначения ныне стал Хребет Уральский, место, где мы уже были в 2009-м.
У этого места долины с некоторых пор есть 2 названия — Долина стреляющих камней и Поляна танцующих берёз. Они неофициальные, на картах их нет. Но место чудное.
Добираться пришлось в 2 этапа. Сначала до Североуральска — на «Газели» и 3-х легковушках, затем нам подали 2 шикарных авто, которым не страшны ухабы и колеи — Урал и ЗИЛ. Оба — вахтовки, с сиденьями и даже печками. Сели — поехали!
Проехали Баяновку, миновали речку (Зил прошел по мостику, а Урал, как более тяжелый, не рискнул — пустился вброд...).
Настраиваемся на сердце. Мысленно как бы прокладываем путь. На душе легко — рядом друзья, впереди — дорога. Мы всё сможем, всё выдержим. Мы умеем. Чувство просторов, ждущих нас там, прохладой дышит из будущего...
Дождь начался где-то на 3-м часу езды. Народ тревожно поглядывает в окна, в воздухе витают мысли: «И что? Это надолго?..». Подъехали к турбазе, пора выходить, - а никому неохота... Вернее охота, но мокнуть не хочется.
Группа у нас не маленькая — 26 человек. Точнее — 23 взрослых и трое детей. 14-ти, 6-ти и 5,5 лет. Для них — это первый поход в горы. Выстраиваемся в цепочку, начинаем движение.
Надо же! В лес по тротуарам! Такое не каждый раз видишь. - Это хозяева турбазы сделали мостки через речку и в топких местах. Однако мостки скоро кончаются и мы идем как обычно. Т.е. шлёпаем по глине, шуршим травой, отводим ветки деревьев руками...
Ароматы!..
Звуки!..
Как давно мы здесь не были...
Вдали от городов с их скученностью, сдавленностью, с их шумом и толкотней дышится совсем иначе. И дело не только в деревьях, травах, кустарниках.
Даже городские парки, сколь бы ухоженными ни были — даже парки несут на себе некую печать, наслоения людских мыслей, желаний... В наше время всё это проявляется довольно остро — в виде как бы твоих собственных мыслей, которые (надо это признать) — бывают довольно дикими. Люди мечут проклятия, задыхаются от обид, предвкушают получение чего-то... Всё это не уходит в небытие — оно записывается в пространстве... А проявляется по сходству характера, привычек, образа жизни человека. Мы похожи на чувствительные приемники в центре грозовой тучи — вот что такое люди 2012-13 годов.
Зато, когда мы попадаем в чистое пространство — есть возможность разобраться в себе, понять — где я? Что я? И вообще — что во мне есть настоящее, моё, исконное. А что — привнесено, примешано... Главное — не бояться и быть искренним с самим собой.
И хорошо, что рядом — друзья, которые чувствуют многое. И могут помочь, если что.
В наших походах есть правило — если почувствовал себя плохо (не только физически, но и душевно) — скажи. Тебе помогут.
Не таи в себе. Потому что от этого зависит атмосфера всей группы, идущей по маршруту.
А ещё потому что места, по которым мы проходим — населены.
Здесь, помимо зверей и птиц, помимо насекомых, трав, деревьев есть то, что кто-то называет духами живой природы. Для нас они - не предмет нашего поклонения. Но мы хотим понять, как наши предки или коренные народы Урала умели с ними ладить.
Мы понимаем, что природа от нас чего-то ждёт. Ведь мы — люди.
И мы постараемся соответствовать этому званию.
Выйдя из леса, попадаем на курумник. У его начала, на стыке леса и гор стоит кедр. Под ним наш первый привал. Сбрасываем рюкзаки, расправляем плечи. По краям дороги кустики черники и голубики. Пробуем ягоды. Они слегка кисловатые, но всё-таки - как вкусно!
Дети чернику видят наверное впервые в жизни...
Солнышко светит, красота!
Но вот оставшаяся часть группы подтянулась, передохнула. Мы начинаем подъём.
Наш проводник ведёт нас так, чтобы было не слишком круто, но всё же с непривычки многие часто останавливаются.
Мы обычно идём — каждый в своём ритме, небольшими группками. Общий вид нашего «каравана» - это большая гусеница, которая то растягивается, то сокращается — там, где мы ждем тех, кто сзади.
Впереди идёт проводник — один из наших ребят, знающий маршрут и эти места. Сзади — замыкающие, которые смотрят, чтоб никто не потерялся.
Мы движемся не очень быстро, но с нормальной скоростью. Даже те, кто в горах впервые, довольно быстро освоились с ходьбой по камням. Хотя нет, не все. Вот женщина идет, время от времени держится рукой за склон. Страшновато ей. Но это пройдёт.
Камни иногда качаются под ногами. Тот, кто это обнаруживает — предупреждает идущих следом: «Осторожно, камни живые!»
Солнце светит, фотографируем, радуемся.
Но тут набегают тучки. Из-за хребта и еще откуда-то справа. Начинает накрапывать дождик.
Мы опять достаем накидки для рюкзаков и дождевики (на привале-то мы их попрятали...). Снаряжаемся — и вперёд.
Смотрю по сторонам. Был бы ребенком — наверное струхнул бы. Вид у тучек грозный + ветерок прибавился. А сейчас — здорово!
«А я не хочу четыре стены,
Пол, потолок...
Солнца хочу, неба хочу,
Радуг хочу и дорог...»
Пространство наполняется прохладой. Оно... большое! Оно дышит. Тучки слегка затемнили лес внизу, их тени перемещаются, где-то погромыхивает...
Простор и восторг!
Мы идём, время от времени останавливаясь, помогая тем, кому трудно. На вопрос, сколько нам осталось, проводник отвечает: «Ещё 7 километров». А сам улыбается!
Не, не семь. Меньше наверное.
Мы ж тут бывали. Мы помним — вон за той горкой...
Однако он оказывается почти не шутил. Та горка — ещё не конец пути. На очередной вопрос сколько-таки нам ещё топать, проводник начинает развивать какую-то странную теорию насчёт расширяющейся Вселенной, изменения масштабов и расстояний. Одним словом — физик!
Всё же дорога подходит к концу. На последнем привале передовая группа разожгла костёр. Сидим, ждём остальных — надо ведь показать, где спуск. А наш физик ушел вниз — дорогу разведать.
Спускаемся в долину. Переходим уже знакомую речку, идем на место, где 4 года назад был наш лагерь. Похоже, здесь кто-то побывал — запах головёшек доносится. Но следов человека пока не находим.
Постепенно подходит оставшаяся часть группы. Кто-то помогает уставшим тащить рюкзаки, кто-то указывает дорогу, переводит женщин через речку.
Нас обступают кедры, слышны голоса птиц, шум ветра в вершинах... Странное чувство — раньше деревья были повыше. А вот этот кедр — наполовину высох.
Но главное — мы дошли. Мы — дома!