Сокровище - размышление Василия Сухомлинского о сказке (он сочинил для детей более 1500 сказок):
"У нас в школе (как и в каждом учебном заведении) есть дети, которым очень тяжело учиться. Это малыши с ослабленными, замедленными процессами мышления и очень слабой памятью. Они были бы несчастными, обездоленными, они утратили бы веру в свои умственные силы и стали бы недоучками, людьми с убогими, ограниченными интересами, если бы не специальная работа с детским коллективом, если бы не сказка. Сказка, которая рождается из уст учителя вот тут, среди природы, для них яркий луч, пробивающийся к потаенным уголкам их памяти, капля живительной влаги, которая падает на томимую жаждой землю.
Когда я сажусь с детьми под столетним дубом, когда над нами вспыхивают в небе первые звезды, а мы, прижавшись друг к другу, сидим и слушаем музыку степи, именно в глазах этих малоспособных детишек я вижу первые огоньки интеллектуального интереса. Они жаждут сказки. И я слагаю простую сказку о том, что видят дети, что совершается сейчас перед ними, или о том, что нетрудно им представить. Самое главное, о чем я забочусь всегда, - это о том, чтобы в сказке была глубокая мысль. Чтобы дети задумывались и удивлялись, одухотворялись истиной. Чтобы в глазах этих слабых, малоспособных, тяжеломыслящих вспыхнули огоньки собственной мысли, чтобы им захотелось сказать свое слово о мире и о себе, чтобы коллектив увидел, как они выражают себя в мысли, в слове. Вот сказка, которую я рассказывал детям - ученикам первого и второго классов:
ОТЛОМЛЕННАЯ ВЕТКА
По аллее парка бежал мальчик. Был ясный весенний день, на деревьях пели птицы, среди цветов порхали красивые бабочки. Мальчику было очень весело. Он бежал, размахивая руками.
Вдоль аллеи росли липки, их недавно посадили. На маленьких веточках зеленели душистые листочки. Мальчик срывал листочки и бросал их на аллею. Это было для него развлечением. И вот он наклонился к одной липке. Не листочек оторвал, а веточку отломил. Веточка упала на аллею.
Мальчик на минуту остановился, взглянул на дрожащие листочки. Посмотрел и на липку. С одной стороны вместо веточки зияла ранка… Мальчику стало жаль липку, но жалость жила в его сердце недолго. Ведь на улице был такой радостный, солнечный день. Мальчик переступил через веточку и побежал дальше.
Прошло много-много лет. Мальчик вырос, стал взрослым. У него родились дети. И дети выросли, стали взрослыми. А бывший мальчик стал дедушкой.
Теплым весенним днем он пришёл в тот парк, где бегал когда-то маленьким шаловливым мальчиком. Вдоль ровной дорожки росли высокие стройные липы. Но одна липа была как будто ранена. У неё как будто руки не было. Вместо ветки - глубокий шрам.
Дедушка остановился. Он узнал липу. Это он много лет назад отломал от неё маленькую веточку. И вот теперь на высоком стройном дереве не было большой ветки. Меньше стало листа зелёного, меньше стало цвета липового, меньше стало пения пчелиного – потому что он сломал ветку. Меньше стало радости на свете.
Дедушка вздохнул. Он стоял на аллее и смотрел вперёд.
Вдоль дорожки бежал маленький мальчик".