Ирина Себрова

Ирина Себрова25 декабря 1914 года родилась Ирина Себрова — летчица из полка знаменитых «ночных ведьм», Герой Советского Союза. Она и ее подруги из наводящего на немцев страх полка воевали так, что немногие мужчины могут с ними сравниться в отваге и бесстрашии.
==========
Ирина родилась в Тульской области. Окончив четыре класса, в неполные пятнадцать лет уехала учиться в Москву. Поступила в школу ФЗУ по специальности слесаря, потом на картонажную фабрику. Одновременно училась на вечернем отделении мукомольного техникума.

В этот момент случилось историческое для нее событие. Фабрика подарила аэроклубу самолет, сделанный на собранные средства рабочих. Аэроклуб по такому случаю дал три места в своих рядах для рабочих предприятия – их называли комсомольскими путевками. Так Ирина стала летчицей. В 1938 окончила без отрыва от производства аэроклуб Бауманского района по программе пилота запаса, затем инструктора.

В 1939 году поехала учиться в Херсонское авиаучилище, которое готовило в основном инструкторов. С 1940 года стала работать инструктором Фрунзенского аэроклуба столицы. Для начала выучила семь человек, потом тринадцать. Зимой 1940-1941 годов 11 ее учеников сдали экзамен на «отлично», 3 – на «хорошо», за что Себрова была награждена значком ЗАОР – «За отличную оборонную работу».

«Наш аэроклуб, в котором я работала инструктором-летчиком, собирался уже эвакуироваться из Москвы, когда я узнала о спецнаборе в часть Расковой,— рассказывала Ира своему однополчанину, будущей писательнице Наталье Меклин. – Стою как-то ночью на старте, вижу недалеко от Москвы зарево. Вспышки разрывов. Это фронт. Даже не верилось, что он так близко подошел... В ту ночь подумала: там люди защищают мой родной город — Москву. А я собираюсь эвакуироваться с аэроклубом. Мне стало стыдно перед собой. Решила: уйду на фронт. На душе стало сразу спокойнее».

На фронтах Великой Отечественной войны Ирина Себрова - с мая 1942 года.

«С Ирой я подружилась уже на фронте, когда меня назначили штурманом к ней в экипаж, – рассказывала подруга летчицы И. Ракобольская. – Это было трудное время. Летом 1942 года наши войска оставили Донбасс, где наш полк начал свою боевую работу.

… В дни отступления я хорошо узнала Иру. Она и раньше мне нравилась — тихая, скромная, удивительно приятная девушка. И втайне я мечтала с ней летать. Когда же после некоторых перемещений в полку нас назначили в один экипаж, я была очень рада. Познакомившись с Ирой ближе, я узнала, что это девушка очень требовательная к себе, в высшей степени честная и не терпящая никакой фальши. Ей были совершенно чужды какая- либо рисовка, стремление показать себя в лучшем свете, неискренность. И если Ира замечала эти черты в других, ей самой становилось как-то неловко и стыдно. Она никогда не поступала вразрез со своими убеждениями или иначе, чем ей подсказывала совесть, и всегда была очень справедлива в своих суждениях. Вероятно, поэтому девушки в полку часто советовались с Ирой по самым различным вопросам и прислушивались к ее мнению».

Также она рассказывает, что Ирина пережила две серьезные аварии.

«На ее глазах насмерть разбились 4 наших девушки. Чудом остались целыми сама Ира и ее штурман — Руфина Гашева. Однако Ира сумела мужественно перенести это трудное для нее время и не поддалась чувству неуверенности, которое может заползти в душу летчика в подобных случаях».

Первое боевое крещение эти девушки получили, летая в предгорьях Кавказа, в Сунженской долине, окруженной горными хребтами. Полеты в районе Терека были трудными не только из-за того, что противник организовал сильную противовоздушную оборону, но еще из-за погоды, которая менялась быстро и непредсказуемо. Да еще из-за постоянных туманов в горах. Себровой, однако, поручались самые опасные задания – например, отвлечь внимание зениток и прожекторов на себя, чтобы в это время более свободно чувствовали себя другие экипажи.

Когда в 1944 году Ирину Себрову представили к званию Героя Советского Союза, одно перечисление ее деяний на войне заняло не одну страницу. А одним из ее качеств характера было отмечен тот факт, что в течение одной ночи Себрова иногда совершала по девять-десять вылетов с высокой эффективностью!

«Сбросила по уничтожению мотомехчастей, живой силы и укреплениям противника 21 600 кг бомбового груза. В результате точных бомбардировочных ударов врагу был нанесен следующий урон – вызвано в стане врага 160 сильных взрывов, 109 очагов пожара, уничтожено 2 переправы противника, 4 прожектора, 3 артточки, свыше 2 взводов пехоты противника. Нанесенный урон противнику показан далеко по неполным данным, а только то, что подлежало учету.

Тов. Себрова боевые задания выполняет отлично. Ее не страшат ни огонь зенитной артиллерии, ни прожекторы противника. Всегда смело, уверенно выводит свой самолет на цель и точно ее поражает. При выполнении боевых заданий проявляет высокое боевое мастерство, настойчивость, мужество, смелость и геройство.

Звеном тов. Себровой сброшено по войскам противника 228 000 кг бомбового груза, свыше миллиона листовок».

А затем следуют примеры из ее боевой деятельности. Все они подтверждены другими экипажами. Только после этого успешная атака засчитывалась летчику.

«В ночь на 19 сентября 1943 г. в районе Павло-Дольская, несмотря на сильный заградительный огонь противника, Себрова произвела 8 боевых вылетов, в результате личного бомбометания было вызвано два сильных очага пожара.

В ночь на 10 марта 1943 года уничтожила живую силу и технику противника в пункте Крымская и по дороге от п. Крымская и на пункт Киевская. При подходе к п. Киевская Себрова была схвачена тремя прожекторами противника и обстреляна сильным зенитным огнем. Умело маневрируя, вывела самолет из-под обстрела невредимым и произвела бомбометание точно по заданной цели. В результате бомбовых ударов последующие экипажи гвардии старшего лейтенанта Поповой и гвардии ст. лейтенанта Клопковой наблюдали сильный взрыв и 1 очаг пожара. По данным экипажей, горели машины с горючим.

В ночь на 13 сентября 1943 года бомбила скопление войск противника в районе Новороссийска. Несмотря на сильный заградительный огонь противника, умело маневрируя, Себрова достигла цели, произвела бомбометание, в результате чего возникло два очага пожара.

В ночь на 3 декабря 1943 г. на высоте 100-150 метров сбрасывала мешки с боеприпасами и продуктами нашим войскам в районе Эльтигена. Выходящие из окружения подтверждали, что в ночь на 3 декабря задание было выполнено отлично.

Лично провела 825 боевых вылетов с высокой эффективностью».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» командиру звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка (325-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) гвардии старшему лейтенанту Себровой Ирине Фёдоровне было присвоено звание Героя Советского Союза.

На войне она познакомилась и со своим мужем. Об этом тоже с нескрываемой любовью рассказали впоследствии ее подруги.

«Когда мотор на нашем самолете отработал свой ресурс, весь экипаж, оказавшийся «безлошадным», был отправлен в Хачмас, где располагались полевые авиационные мастерские (ПАМ). Ира, захватив механика Валю Шеянкину и меня (мы обе уселись в задней кабине), полетела к Каспийскому морю, – рассказывала Наталья Меклин.

…Для Иры этот полет был знаменательным: здесь она встретилась со своим будущим мужем — техником Александром Хоменко.

Когда Ира красиво посадила самолет на небольшую площадку возле мастерских, к ней первым подбежал высокий мужчина с черными, как смоль, усами, похожий на цыгана: загорелое лицо, нос с горбинкой, живые весёлые глаза.

— Здравствуйте, девушки. Вы откуда же такие явились?

— Спустились к вам с неба, — засмеялась Ира.

— Ну, тогда добро пожаловать. — И, покрутив черный ус, он приложил руку к козырьку.

Саша оказался очень общительным, веселым парнем. Потом мы узнали, что у него золотые руки. Он любил работать и все умел. Когда наши летчицы возвращались в полк на своих «птичках», отлично отремонтированных и выкрашенных под мрамор, мы знали, что это дело его рук. Однажды Саша прилетел к нам в полк и от имени ПАМа передал полку прекрасно сделанный памовцами самолет.

— Наш ПАМ в знак дружбы и уважения к вашему полку дарит вам самолет, который мы собрали из запчастей, — сказал Саша».

В 1945 году летчицы полка были демобилизованы. Но Ирина Себрова осталась. Уволилась в запас, а потом и ушла в отставку лишь в конце 1948 года – в связи с рождением дочери.

Работала в Московском авиационном институте, жила в Москве. Умерла знаменитая летчица 5 апреля 2000 года.
***

Источник: https://www.facebook.com/nashpolkukraine/posts/813867965865318

Движение духовного согласия и единения "Уральский магнит"

E-mail: post@uralmagnit.ru

Мы в соц. сетях:

ВКонтакте "Будущее зовёт"
ВКонтакте "Душевный разговор"
Одноклассники "Уральский магнит"
Rutube
YouTube
LiveJournal
Telegram

YouTube является нарушителем законодательства Российской Федерации.
Но пока там ещё есть и наше видео.

Информируем, что в соц сети Meta (бывший Facebook, запрещена в России)
Уральский магнит НЕ ИМЕЕТ действующего своего аккаунта с 2021 года.
Все новые публикации там якобы от нашего имени к Уральскому магниту отношения не имеют.

Беседы "Уральского магнита" уже на Одноклассниках:

https://ok.ru/group/58653589700707

 

Статистика

Яндекс.Метрика

Друзья сайта

Мудрость Мираkuva bnТворческое объединение НАША ПЛАНЕТА

Не удалось получить данные о количестве гостей и пользователей на сайте.