Каждый раз, когда заканчивается очередной этап нашей жизни, думаешь: «А что дальше? Какие горизонты нас ждут? Ведь они ждут, это совершенно точно. Нас тянет, но куда?»
Мы с друзьями общаемся регулярно и эта тема всплывала не раз. Предлагались маршруты в разные части нашей страны. И каждый раз, прислушиваясь к своим ощущениям, мы старались понять «то или не то?». Мы старались выделить то главное, что зовёт в Дали дальние.
Это должно быть соизмеримо с чувством Жизни. Именно так, с большой буквы! Ведь повседневность, если не контролируешь себя, легко может затянуть тебя в болото мелких мыслей и чувств. Хочется свежего ветра, яркого солнца. Чтобы душа встряхнулась и расправила крылья!
У Анны Сеничевой есть такой стих «Неизведанное ждёт».
Поехать в края, где ты никогда не был,
проверить, а вдруг там другая земля и другое небо,
о чём там поёт вода и молчит камень,
косой горизонт обхватить,
удержать руками.
(Песня в исполнении Вячеслава М.)
Однако, просто увидеть Дали – этого для нас мало. Мы же знаем о Пути Учителей... Там, где они прошли, мир оживал. Это хорошо показано в фильме «Маленький Будда», когда малыш Гаутама делал первые шаги.
В общем, когда нашим друзьям пришла идея о поездке на Дальний Восток, внутри что-то вздрогнуло: «Вот это да!» А потом уже мысль вторая: «Возможно ли? И как?»
За несколько онлайн-встреч, проработали варианты маршрута. Решили, что поедем поездом все вместе, по Транссибирской магистрали. А назад можно уже чуть-чуть иначе. Кто-то поездом, а кто-то и самолётом.
В целом план примерно таков: 5 дней едем во Владивосток и в день прибытия отплываем на остров, что в 50 км от города. Затем 5-6 дней на острове и 2-3 дня во Владивостоке, где намечена встреча с единомышленниками. И, конечно же, хочется посмотреть сам город и наполниться...
В конце апреля (за 3 месяца до отправления поезда) купили билеты. Затем – летний фестиваль «Уральского магнита». А еще через 3 дня наша группа (16 человек) отправляется в путешествие на скором поезде «Россия».
Вспоминаются строки Сёмёна Кирсанова
Скорый поезд, скорый поезд, скорый поезд!
Тамбур в тамбур, буфер в буфер, дым об дым!
В тихий шелест, в южный город, в теплый пояс,
к пассажирским, грузовым и наливным!
Мчится поезд в серонебую просторность.
Всё как надо, и колеса на мази!
И сегодня никакой на свете тормоз
не сумеет мою жизнь затормозить.
Вот и ветер! Дуй сильнее! Дуй оттуда,
с волнореза, мимо теплой воркотни!
Слишком долго я терпел и горло кутал
в слишком теплый, в слишком добрый воротник.
Мы недаром то на льдине, то к Эльбрусу,
то к высотам стратосферы, то в метро!
Чтобы мысли, чтобы щеки не обрюзгли
за окошком, защищенным от ветров!
Мне кричат:- Поосторожней! Захолонешь!
Застегнись! Не простудись! Свежо к утру!-
Но не зябкий инкубаторный холеныш
я, живущий у эпохи на ветру.
Мои руки, в холодах не костенейте!
Так и надо – на окраине страны,
на оконченном у моря континенте,
жить с подветренной, открытой стороны.
Так и надо – то полетами, то песней,
то врезая в бурноводье ледокол,-
чтобы ветер наш, не теплый и не пресный,
всех тревожил, долетая далеко.
Пять с половиной дней пути. Только проехав по Транссибу, понимаешь, какая она огромная, наша Россия! Каждый день пересекаешь такие просторы, что и не снятся большинству европейцев.
Пока едешь по Пермскому краю – за окном ели, берёзы, осины. В Свердловской области ели вытесняются соснами и лиственницами. А дальше – дальше Западная Сибирь с её болотами.
Что характерно – почти все 5 дней, пока ехали, то и дело попадались деревья, обожженные низовыми пожарами. Выглядит это так: с одной стороны, а иногда и вкруговую от низа ствола и порой доверху деревья черные. Мы сначала думали – это болезнь какая-то, потом дошло. Где-то дерево смогло пережить шок, выбросило, выбрызнуло зелёной жизнью. Ветви у них корявые, растут как попало, но живые. Другие же (их меньше) стоят обрубками. (Так и у людей бывает...)
А болота сибирские – от края и до края. Кстати, именно на болотах больше всего мёртвых деревьев. Объясняется это тем, что пожары шли в толще торфяника, обжигая корни. И не всегда причиной были люди, бывает, что и молния бьёт...
Транссиб здесь строился в тяжелых условиях, ещё во времена Российской империи. Кое-где стройматериалы приходилось завозить издалека, да и техники такой, как сейчас, не было. Диву даёшься – как смогли?!
Русские люди своим трудом преобразили эту землю, сделав её пригодной ждя житья. Они привозили сюда свои семьи. Они рождались здесь, росли, уходили в большую жизнь. Кто-то воевал, работал, учился. Делали, что могли, а также то, что поначалу считалось невозможным. Так оживала эта земля.
Часть фотографий в нашем рассказе взята из книги Великий путь. Виды Сибири и Великой сибирской железной дороги. Вып. 1. От реки Оби до Енисея и Томская ветвь. 1899. Её можно найти в Президентской библиотеке: https://www.prlib.ru/item/394276
Есть и другие, не менее интересные источники, где можно узнать об истории строительства Транссиба.
Например Великий Сибирский железно-дорожный путь Фотоотчет о строительстве Сибирского железнодорожного пути в 1896-1899 гг.
Мы, зная, где поедем, заранее посмотрели в интернете, что за города будут у нас на пути. Начинались они все с небольших поселений, часто еще до постройки Транссиба.
Вот, к примеру, Ишим. Бывшая «Коркина слобода» превратилась в город, откуда в мир шагнуло немало деятелей искусства, учёных, инженеров, хозяйственников. Среди них А.Г. Самойлов – советский физико-химик, ведущий специалист в области атомной металлургии, один из создателей нашего «ядерного щита». Или Виктор Федосов – заслуженный лётчик-испытатель России. Кстати, он участвовал в испытаниях Су-34, рабочей лошадки российской военной авиации. Отсюда же родом и Валерий Медведев – советский и российский писатель, актёр. Автор повести «Баранкин, будь человеком!»
Зачем я об этом говорю? – Сокровища России – это не только полезные ископаемые. Главное – это люди. Без людей, без их рук и горячих сердец болота остались бы болотами и не было бы никакого не то, что Транссиба, но и Сибири, и Владивостока... Всё главное в России делалось и делается энтузиастами, а также теми, кто им поверил.
Ещё в 90-е и «нулевые» доводилось ездить по стране. В том числе и с друзьями по «Уральскому магниту». Так вот – в те годы огромное число полей не обрабатывалось. Ныне же картина другая. Поля то желтые, то ровные, зелёные или розовые. Значит – дышит российская деревня, как ни врут СМИ.
Пару слов хочется сказать о самом Транссибе. Поток грузов довольно-таки плотный. В разы плотнее, чем несколько лет назад. Каждые 3-5 минут – состав вагонов на 80-90, а то и больше. И, что характерно, гораздо чаще встречаются новые локомотивы. Старых электровозов, типа ВЛ11 почти и не видно. Их теперь чаще встретишь на памятниках, наряду с паровозами. Жива Россия!
Рядом с нами едет женщина из Луганска. У неё дочери в «большой России». Вот, с внучкой едет. И, кстати, собирается назад, домой, туда, где порой ещё и выстрелы. Рядом с друзьями – мужчина из Бурятии. У него сыновья сейчас воюют. Он спокойно и с достоинством рассказывает об этом.
В то же время встречаются и другие люди, чем-то озабоченные и порою раздражённые. Но это у них ненадолго. Всё равно общая обстановка в вагоне – доброжелательная. А мы стараемся её поддерживать. Время от времени выходим на крупных станциях, настраиваемся на сердце. Или собираемся в одном из наших «купе» (так-то у нас вагон плацкартный).
Происходит настройка на внутреннюю тишину, на Высшее, на сердце. Это близко к тому, что в христианстве называют «умным деланием», но у нас оно приспособлено к нашей жизни. Можно это назвать сердечной молитвой, но многим из нас ближе всё-таки слово «настройка». Оно от слова строительство, строение, строй и, соответственно, человек готовится к сотрудничеству, а не просит чего-то.
Это различие тонко и многим может показаться непонятным. Что ж, люди все разные. Скажу только, что опыт каждого из нас понемногу растёт. Мы учимся жить в разных состояниях, оставаясь собой. Наши фестивали, походы и путешествия – это своего рода практика применения Учения Жизни, учения Живой Этики. Когда мы собираемся вместе, нам легче настроиться на главное в каждом из нас, на огонёк внутри. А внешнее и случайное отпадает, как шелуха.
Настройка на Высшее, внимание к своей душе, к своему Внутреннему миру для человека так же важна и естественна, как умывание, еда и сон.
Кстати о еде. В дороге питаемся просто, как и все. Но в основном без мяса. Китайская лапша с приправками, всякие там каши быстрого приготовления, овощи-фрукты. Не шикуем, но и не голодаем.
В вагоне прохладно – непрерывно работает кондиционер. Проводники стараются и делают всё, чтобы пассажирам было хорошо. А современные двухвагонные сцепки гораздо лучше того, что ходило по рельсам ранее. Туалет работает круглые сутки даже на станциях. Есть душ. Только к нему нужно приспособиться, ибо качает не слабо.
Вдоль железной дороги то и дело кипит работа. Где-то ремонтируется вокзал. В горных районах скалистые склоны одевают в сетку, чтобы камни не сыпались на полотно. Где-то чистят полосу отчуждения. Транссиб развивается и это хорошо!
Смотрим в окно. Вечером и утром – туманы. Слои и полосы тумана на полях, над болотами, реками, над горами. Утром всё это светится...
Кстати, почти нет привычных елей. После станции Тайга сосны, кедры и потом, южнее всё больше лиственных деревьев. Здесь тоже на коре деревьев встречаются следы низовых пожаров.
Очень часто рельсы идут параллельно какой-нибудь речке, которая время от времени петляет, как бы отскакивая от железнодорожного полотна, то приближается к нему.
К Байкалу подъезжаем уже в темноте. Виден ряд фонарей и, судя по отражениям, между нами и фонарями вода. Значит точно – озеро! И, хоть видно всего ничего, внутри рождается какое-то чувство прикосновения к чему-то древнему...
Тихонечко поём «Славное море - священный Байкал». До свидания! Увидим тебя на обратном пути.
После Байкала поезд идёт как-то медленнее, судя по карте. Горы, сложный рельеф, дорога петляет. Растительность за окном постепенно меняется и, когда мы начинаем спуск на юг, в Приморский край, то всё больше становится широколиственных кустов и деревьев. В субтропики едем...
И еще немного старинных фото, относящихся к строительству Транссиба и освоению мест, по которым мы ехали:
Продолжение следует