И хочется попасть в ту точку, где всё решалось, чтобы предотвратить, уберечь, направить...
Многие испытания человек встречает словами: «За что?» Когда становится тяжело, ему хочется вернуться в свое прежнее состояние, где всё хорошо. Но всё ли хорошо? Ведь что-то привело его сюда, в этот момент, из которого хочется убежать.
А убежать для чего? Чтобы жить, как прежде?..
Миллионы людей накануне войны жили, как обычно. Обустраивали свой быт, планировали, как жить дальше. Работали, надеялись на лучшее, любили, растили детей. Говорят: «Война всё перечеркнула».
Отставив в сторону эмоции, видим – перечеркнуто не всё. Осталось то, что прочно. Осталось и выросло. Надежда на лучшее сменилась Верой, любовь стала Любовью. Дети – встали. Кто за станки, а кто и с оружием в руках.
И всё равно тут же звучат вопросы: «А как же сломанные судьбы? А как же погибшие, умершие в страшных муках, в лагерях, в газовых камерах? Кто они? Для чего всё это?»
В самом деле, для чего?
Видимо, нам самим нужно прожить то, чего мы, казалось бы, не знаем.
Давайте, представим себя там, в том июне. Представим себя там, где нам страшно. Где, казалось бы, невозможна никакая жизнь. В безнадежности плена и газовой камеры. Увидим себя там. Увидим тех, кто объят страхом, протянем лучик из нашего сегодня, осветим лица...
Увидим себя среди своих. Среди крестьян, рабочих, строителей, инженеров. Неподъёмный труд. Каждый день. Впроголодь. И только скупые вести с фронта. Ради чего мы здесь? Почувствуем биение ЖИЗНИ...
Почувствуем себя солдатами 41-го...
Молот и наковальня. А мы – между ними!
Молот всё бьёт и бьёт. А мы – всё крепче.
И, в конце концов – ПОДНИМАЕМСЯ!
НАСТАЛ НАШ ЧАС! ВПЕРЁД!
И вот мы снова здесь. Во времени, в котором живём. И мы не бежим туда, где «хорошо». Мы видим знаки, которыми говорит с нами Беспредельность. Мир стремится в будущее, которого ещё не было. Его черты только угадываются, его образ только проявляется в наших сердцах. Бережно, как огонёк свечи на ветру, несём его через каждый день нашей жизни. Мы ничему не должны ужасаться, но всё можем изменить.
Наше прошлое живёт в нас, как наследие, как силы, как опыт Жизни.
И потому, с благодарностью, мы говорим:
«Никто не забыт. Ничто не забыто!»
«Спасибо, родные!»