Мужество – это целый сложный спектр лучей. Там – храбрость и дерзновение, бесстрашие по отношению к будничным ударам и ядам, и сила спокойствия сердца среди угрозы опасностей. Там – «готовность ко всему», самообладание, строгость и выдержка, как при ударах бури, так и в неуклонном стремлении к сужденной цели.
Если глаза являются «зеркалом души», то глаза великих духовных личностей действительно можно назвать отражением чрезвычайной смелости и бесконечной нежности. Там – титаническая воля, там – безмерная чуткость сострадания, там – ласка гармонии.
Великие завоевания цивилизации построены на основах необыкновенной храбрости. Вспомним великих полководцев, которые, пренебрегая опасностью для жизни, бесстрашно бросались в гущу сражения. Имена Александра Македонского, Суворова или Кутузова сами по себе уже символы. Мы знаем и мужество великих духовных реформаторов и мудрецов. Джордано Бруно восемь лет стойко выдерживал пытки инквизиции, а затем был сожжен на костре.
Такими же окрыленными бесстрашием были и выдающиеся путешественники, и первооткрыватели неизведанных просторов нашей планеты, среди которых я хотел бы здесь отметить одного, жизнеописание которого меня сегодня так волнует. А именно – Миклухо- Маклая, великого русского гуманиста и ученого, который направился к папуасам- каннибалам. На островах Океании, одинокий, он долгие годы провел среди них, и дикари так его полюбили, что прощались с ним со слезами. Приходится изумляться, что в его болезненно слабом, нервном теле обитал такой стальной характер, неотступный в достижении сужденной цели, такое самообладание и спокойствие, упорное стремление, наперекор всем противодействиям, и наконец, презрение к смерти, ибо он не боялся один, без оружия, пойти туда, где можно попасть в руки врагов, чтобы победить их культурным подходом своего духа, дружеской лаской. Дикари ведь мгновенно почувствовали, что он ищет в них человека, но не охотничью добычу, как в то время «цивилизованный» мир относился к ним. С другой стороны, достойна похвалы и великая любознательность Миклухо-Маклая – он сожалел, что у него не хватает глаз, чтобы все наблюдать, и что его мозг не способен изучить все истины, сокрытые в природе. И, конечно, как это часто бывает, он слишком рано сжег свою жизнь...
Разумеется, нет человека, полностью свободного от волнения или внезапного рефлекса страха, особенно в нашем веке, когда струны нервов столь чувствительны. Но мужественный человек всегда старается успокоить себя и даже среди опасностей действует так, как диктует ему голос сердца.
(Из книги Рихарда Рудзитиса "Симфония качеств".)
На фото Н. Миклухо - Маклай.