Зачастую мандалы создают в двумерной форме (развертка трехмерного изображения) из мелко толченого мрамора, окрашенного в традиционные цвета, однако встречаются и трехмерные изображения. Это зависит от традиций монастыря, в котором проводятся такие ритуалы. Их рисуют на ткани, на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева. В Тибете их могли вырезать даже из масла, окрашивая его в соответствующие ритуальные цвета. Мандалы часто изображают на полах и на потолках храмов. Как бы то ни было, созерцающий мандалу в процессе медитации должен представлять ее в трехмерном виде, в виде Дворца Просветленного Божества.
Мандала как мистическая диаграмма, как символическое изображение буддийской вселенной представляет собой круг, вписанный в квадрат, который в свою очередь вписан в круг. Внешний круг - Вселенная, внутренний круг - измерение божеств, бодхисаттв или будд. Иногда изображения будд и божеств заменяют изображениями их коренных символов, слогами, чьи звуки выражают измерения этих божеств. Будды, бодхисаттвы и боги держат ритуальные атрибуты; эти предметы, как и формы и позы божеств, символически выражают просветлённую активность реализованных существ, их способности. Место на мандале того или иного бодхисаттвы также соответствует его наиболее развитой способности. Эта способность - просветлённая активность - связана с той или иной из пяти мудростей, символически выражаемых цветом и расположением на мандале. Пять изображаемых будд или бодхисаттв символизируют единство пяти мудростей. У мандалы имеется центр и четыре направления, соответствующие сторонам света. Квадрат мандалы, ориентированный по сторонам света, имеет с каждой стороны Т-образные выходы - ворота во Вселенную. Поле квадрата поделено на четыре части. Пятую часть образует центр. Каждая из пяти частей имеет свой цвет: синий соответствует центру, белый - востоку, желтый - югу, красный - западу, зеленый - северу. Каждый цвет также ассоциируется с одним из дхьяни-будд: синий соответствует Вайрочане, белый - Акшобхье, желтый - Ратнасамбхаве, красный - Амитабхе, зеленый - Амогхасиддхе.
В процессе медитации практикующий мысленно воспроизводит в себе всё, что изображено на мандале, отождествляя себя с божеством, изображенным в её центре. Серия медитаций помогает ученику найти бога в его собственном сердце. Внутренним взором он видит как они появляются и исходят из его сердца; они наполняют космическое пространство, а затем растворяются в нем. Иными словами, ему открывается процесс вечного, постоянного возникновения и исчезновения миров; и это дает ему возможность приобщаться к ритмам космоса.
В первых числах сентября 2005 года в Пермь приезжали монахи тибетского монастыря. Это был промежуточный этап их путешествия с целью провести ритуал построения песочной мандалы. Нам, группе из пяти человек из г.Карпинска, по приглашению друзей из Перми, посчастливилось три дня присутствовать при этом действии, которое проходило в Пермском театре кукол.
Ритуал построения песочной мандалы
Разметка мандалы.
К сожалению, мы не присутствовали при разметке мандалы, поэтому приведу некоторые выдержки из брошюры "Тибетские песочные мандалы". Итак, на этом этапе монахи благословляют инструменты и цветной песок, который будет использован при построении мандалы, а затем приступают к разметке платформы (мандала строится на специальной платформе примерно 200х200х20см). Центральные и диагональные линии традиционно наносятся с помощью белой нити, которая, согласно описаниям, должна быть сплетена юными девушками, и куплена не торгуясь. Эта нить опускается в белый песок мелкого помола, затем монахи натягивают ее над поверхностью мандалы, слегка приподнимаются за середину и отпускают. На платформе остается белый след. Остальные линии наносятся при помощи мела, карандашей и линеек. Все сложные декоративные элементы монахи будут создавать "вслепую" без предварительной прорисовки.
Инструменты.
Непосредственное формирование замысловатых узоров мандалы происходит при помощи металлического конуса (чакпу) и твердого рога яка или второго чакпу. В конус, который имеет в средней части неровную, ребристую поверхность, монахи засыпают песок нужного цвета. Потирая эту поверхность рогом яка или другим твердым материалом, монахи создают вибрацию, за счет чего песок ровной струйкой высыпается через небольшое отверстие. Поток песка регулируется посредством скорости трения и степени нажима на чакпу.
Нанесение песка.
Первое, что мы увидели, войдя в зал, - это четыре монаха, сидящие на невысокой платформе и сосредоточенно наносящие цветной песок, создавая причудливые узоры. Народу было немного, поэтому можно было свободно подойти и внимательно понаблюдать.
Центральный круг уже был сделан. В центре было изображение лотоса. Лотос — символ мудрости-праджни (женское начало) — служит троном всем буддийским богам: женское начало — основа основ. «Подобно матери, выводящей ребенка на дорогу, Высочайшая Мудрость показывает буддам их наилучший путь».
Каждый монах сидел на месте, соответствующем определенной стороне света. Нанесение песка начиналось от центра к периферии, причем, если один монах успевал сделать какой-либо фрагмент раньше других, он либо терпеливо ждал остальных, либо помогал им: сооружение мандалы должно вестись равномерно. Использовался песок разного помола: крупный и мелкий. Крупный был предназначен для заполнения сравнительно больших пространств, а мелкий - для выписывания мелких узоров.
Завершая работу над мандалой, монахи посвящают заслуги, то есть тот положительный потенциал, который был накоплен ими в течение дня, всем живым существам.
Разрушение мандалы.
Мандала из песка живет ровно столько, сколько длится сам ритуал. Ее нельзя оставлять, как экспонат, ведь ее главное назначение - служить основой для медитационной практики. Как только практика завершена, мандала должна быть разрушена. Разрушение мандалы является особым ритуалом, смысл которого подчеркнуть один из важнейших постулатов буддизма, идею о непостоянстве всего сущего.
Эту часть ритуала мы, к сожалению, тоже не наблюдали, но, согласно все той же брошюре, прежде чем разрушить мандалу, монахи должны попросить просветленных божеств, которые на протяжении всех этих дней пребывали в песочном дворце, вернуться в свои небесные обители. Когда будды покинули мандалу, мастер ритуала надрезает ее с помощью ваджры, ритуального предмета, символизирующего нерушимую природу ума. Он вскрывает ее с восточного входа, предварительно взяв щепотку синего песка и поместив его в небольшую чашу. Он проделывает эту процедуру со всеми остальными входами, двигаясь по часовой стрелке, а затем надрезает мандалу по диагональным линиям. После этого монахи сметают мандалу к центру и помещают песок в большую чашу.
Теперь мандала перестала быть дворцом просветленных существ, однако песок, благословленный многодневными ритуалами, по-прежнему обладает колоссальной очистительной силой. По традиции, монахи в красивой процессии с трубами и цимбалами отправляются к реке или океану, чтобы преподнести благословенный песок вдар духам воды с просьбой принять его и распространить благословление и очищенную энергию по всему миру. В завершение всей церемонии гостям, раздают оставшийся песок, из которого непосредственно была сделана мандала.
Мандала - прекрасный помощник для человека, занятого поиском источника силы внутри себя. По своей природе энергии, образующие человека имеют свойство рассеиваться и распространяться, ограничивая тем самым огромные возможности роста. Человек должен сконцентрировать себя, понять свои потивоположности и достигнуть своего центра с тем, чтобы открыть эти силы, скрытые внутри.
***
***