ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ!
Дорогие друзья! Наша виртуальная экскурсия по времени её проведения приближается к знаменательной дате нашей Родины – Параду Победы в 1945 году, дате нашей памяти и нашему почитанию подвига советского народа в годы Великой Отечественно войны. Такие события в нашей истории, как точки бифуркации с правильно выбранным аттрактором дальнейшего развития.
Вспомним, что́ пишет Николай Константинович в декабре 1941 года: «Кончаю "Горыныч", "Грозный" и "Силы Небесные с нами ныне невидимо служат".
«Сейчас пишется картина, напоминающая об “Ангеле последнем” 1912 года, только тогда название было – “И пролетит над Землёю”, а теперь будет – “И пролетел над Землёю Грозный, Прегрозный”» – пишет Рерих 13.11.1941 (Письма Н.К. Рерих в Америку). "Грозный" - о чём картина, написанная в военные годы? И какова её история, какой замысел? Почему Николай Константинович обращается к такой теме?
Перед Первой Мировой войной, до начала страшных мировых событий, Николай Константинович в 1912 году создаёт картину «Ангел последний». На ней он изображает именно ангела для подчёркивания выразительности замысла. Ангелы (от греч. ангелос - «вестник») считаются бесплотными посланниками Бога, возвещающими Его волю. И может только так возможно будет достучаться до сердец человеческих.
Рерих языком живописи воплощает известные апокалиптические видения Иоанна Богослова. Святой Иоанн увидел «Ангела сильнаго, сходящаго съ неба, облеченнаго облакомъ; надъ головою его была радуга, и лице его какъ солнце, и ноги его какъ столпы огненные» (Апок., 10-1).
Таким же сияющим и воинственным предстаёт в этом произведении Рериха 1912 года иконописный Архангел Михаил в ипостаси Архистратига – предводителя Небесного Воинства. Художник будто поднялся над землёй и прямо перед собой узрел Ангела, вставшего во всё небо. В руках у него копьё и щит. Светящееся облако с закрученными клубами Рерих рисует в виде зубчатых декоративных завитков. Это буйство огня неотвратимо настигнет всё, что нарушило ЗАКОНЫ МИРОЗДАНИЯ, ЗАКОНЫ ГУМАНИЗМА И БЛАГОСТИ. Огонь, повергнутый на землю Ангелом, произвёл мировой пожар, землетрясения, громы и молнии. Объяты пламенем города, но по-прежнему цветут девственные луга и стоят высокие горы. Природа и силы её созидающие - разумны, вечны, всесильны и справедливы. Человеку придётся все же задуматься о своих деяниях и их последствиях. Копьё Архистратига поднято вверх, указывая на небо. Пока это только высшее предупреждение для человечества в преддверии Первой Мировой войны.
Значимая деталь в картине - синеющие горы вдали. «С гор - скрижали Завета. С гор - герои и подвиг», - пишет Н.К. Рерих в 1930 году в Гималаях.
На заднем плане за вершинами синих гор вспыхивают голубые зарницы - рождающаяся новая жизнь, пульсирующая в такт с законами мироздания. Перед горной грядой протекает река, несущая голубовато-синеватые воды. Она унесёт в никуда пепел сгорающих заблуждений человечества. Слева и справа на переднем плане картины везде проникающие, испепеляющие языки пламени, огонь, идущий непреодолимой силой на города и крепости. На переднем плане в центре мы видим изумрудную зелень и раскрывшиеся во всей красе цветы - проявления животворящей Природы. Этот оазис слева и справа охраняет каменная твердь. Так Рерих изобразил и возмездие, и возможность стать Человеком, соблюдающим законы мироздания.
Пламенное облако, из которого появляется Ангел, Рерих изображает в форме чаши. Образ чаши с древних времён имел в культуре глубокое символическое значение. Метафорически чаша мыслилась как судьба человека; неслучайны устойчивые выражения «испить чашу блаженства» или «испить чашу горя». Художник раскрывает нам сущность чаши, в которой встречаются небо и земля: небо обрушивается на землю, карая её по справедливости. Крепости и замки - всё пылает в огне. Красное пламя здесь трактуется как символ адских мук. В противоположном своём значении красный цвет соотносится с цветом праздника, весны и радости – посмотрите на цветы, на их красоту!
Использование Николаем Константиновичем приёмов иконописи придаёт картине «Ангел последний» ещё большую выразительность и усиливает энергетическое воздействие на нас...
Первый вариант картины был сопровождён художником стихотворной строфой:
«И пролетит над Землёю
Ангел конца.
Грозный, прегрозный!
Красный, прекрасный!
Ангел последний.»
«Ангел последний» вошла в цикл «пророческих картин» Рериха, предвещающих страшные бедствия, которые предстояло понести человечеству в годы Первой Мировой войны за попирания законов Мироздания.
Возвращение через 30 лет к уже использованному сюжету, объясняется стремлением семьи Рерихов дополнить, развить, уточнить содержание картины и добиться бо́льшего эмоционально-нравственного, духовного воздействия на зрителя в данный исторический отрезок времени, в разгар Второй Мировой войны и времени Великой Отечественной.
«Колорит полотна стал контрастным – только тьма и огонь. Теперь Ангел, сходящий в облаке с небес, держит над землёй меч и раскрытый свиток, на поясе его – ключ от бездны. Согласно тексту «Откровения Святого Иоанна», апокалиптический ангел победил «змiя древняго, который есть дiавол и сатана, и сковалъ его на тысячу летъ» (Апок., 20, 2). У Ангела грозный взгляд, крылья не опущены, как в раннем варианте, а подняты и пламенеют, как языки огня. Вся земля объята пожаром, всё вовлечено в решающую битву сил Света и Тьмы» - пишет о картине Маточкин Е.П., исследователь жизни и творчества Н.К. Рериха.
Вспомним ещё раз письмо Рерихов: «Сейчас (1941) пишется картина, напоминающая об "Ангеле последнем" 1912 года, только тогда название было "И пролетит над Землёю", а теперь будет - "И пролетел над Землёю Грозный, Прегрозный"». А вот так мысль продолжается: «Вехи в разные времена данные, уже становятся на свои места. Вехи давались не по календарной последовательности, но по их внутреннему значению и высшей логике» – пишут Рерихи 13.11.1941 (Письма Н.К. Рерих в Америку).
Повторное написание Николаем Константиновичем картины «Ангел последний» с названием «Грозный (Последний ангел)» обусловлено не только описанными выше условиями, а и сном-виде́нием жены, Елены Ивановны. Вехи, вехи…
«Ноябрь 1919 г. Красный Вестник на столбах света. Стою на балконе занимаемого нами лондонского дома, откуда далеко видны площадь и боковые улицы. Небо свинцовое, сумрачное, во всей атмосфере нечто необычайно тяжёлое, зловещее; люди тёмные и серые снуют вдоль улиц и спешат укрыться от надвигающейся грозы. Небо быстро темнеет, и на западе стало чернее чёрного. На фоне этой жуткой тьмы внезапно вырисовалась, занимая собою полнеба, гигантская, розовая и блистающая огненно-красная фигура Архангела на столбах света, со сворачивающимся свитком в руке и большим золотым ключом у пояса.
Встало сознание совершающегося возмездия. Повернув голову к Востоку, увидела в сумерках, близко от земли поднимающийся серп новолуния и на нем покоящегося прекрасного Младенца, причём одна ножка его была спущена. Поняла это явление как восточный символ рождения Новой Эпохи и Новой Расы.» (Рерих Е.И. Сны и видения).
«Время, конечно, очень нелёгкое, все ожидают развязки, не ведая, как и откуда она придёт. Свиток Кармы почти что заполнился и сворачивается уже в Руке Архангела, так было показано в виде́нии от 1919 года. Многим друзьям суждено явиться свидетелями Кармического Рока нашей Земли. Переустройство близится, и скажем себе, что ничего не убоимся, но оявимся на светлом желании помощи нашему несчастному человечеству» (Рерих Е.И. 16.04.1954).
«Кажется, уже вылиты чаши Апокалиптических Ангелов. Если и горчайшее этих чаш не пробудит сердце человеческое, то ведь и пламень великий куда обратится? Не к опалению ли? Сможет ли непробудившееся сердце трансмутировать этот жгучий пламень очищающий? И если человечество не захочет осознать, во имя чего можно собраться ему, то оно пронесётся подобно разбивающимся холодным льдинкам Великой Голубой реки Жизни.
Но не было времён безысходных, ибо безысходность противоречила бы Беспредельности. Как великий Светоч, восстаёт мощный Огнь, который может трансмутировать каждую льдинку в очищенную энергию. Потому-то велико сейчас время. Грозно оно, но, противоставив лёд огню нетленному, можно знать и исход. Конечно, каждый свободен избрать или лёд, или огонь творящий. Также каждый свободен остаться в той постыдной середине, которая причиняет, может быть, наибольшие страдания. "Ни холоден, ни горяч, но тёпл", — говорят об извергнутых.
Сферы, нашедшие центр, начинают петь, ибо хаос петь не может. Музыка сфер там, где уже найден ритм, где уже найдено число, и в этом законном исчислении рождается великий ритм, сердца открывающий. Легко испепелится огнём сердце, ритма не знающее, но сотрудник, творящий Бытия ритм, воссоздаёт то пламенное сердце, которое становится нетленным и вечно восходящим, как и сам великий Огнь Пространства». (Н.К. Рерих. 24 января 1932. Гималаи).
И как наш заключительный, сердечный итог экскурсии: картины «Ангел последний» и «Грозный» приобретают не только пророческий, но и дидактический характер, посредством образа катастрофы вызывая у зрителя рефлексию его собственных поступков и пробуждая необходимое чувство ответственности за них.
И мы с новыми чувствами оцениваем великий Подвиг, совершённый нашим народом во время Великой Отечественной войны!
26.04.1937 (Письма Е.И. Рерих в Америку т.4)
... "Мы верим, что как в древние времена были пророки и провидцы и Учителя Этики, так и в наше время они появляются и указывают человечеству путь следования Свету и предупреждают человечество о бедствиях ему грозящих, бедствиях, им самим уготованных. Можно смело утверждать, что таким провидцем Вы считаете Н.К., ибо все искусство, все писания его от самого начала свидетельствовали о знании им грядущих бедствий и сейчас продолжают утверждать и свидетельствовать о всем происходящем и грядущем. Истинно, Красный Змий проснулся, и крик его наполнил мир. Ангел Последний стоит уже на столбах Света, и тучи с севера летят и сгущаются в местах предуказанных. Огненные драконы Армагеддона уже стелются на землю. Весь цикл событий и последовательность их предуказаны в пророческой серии его картин. "
Подробнее об использовании Николаем Константиновичем приёмов иконописи.
Использование Николаем Константиновичем приёмов иконописи придаёт картине «Ангел последний» ещё большую выразительность и усиливает энергетическое воздействие на нас. Для иконы характерна ОБРАТНАЯ перспектива. Точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в предстоящем перед иконой человеке - идея изливания мира горнего в наш мир, мир дольний. Передний и задний планы в иконах имеют не перспективное - изобразительное, а смысловое значение. На иконах отдалённые предметы не скрыты за лёгкой, воздушной пеленой, как их изображают на реалистических картинах, - эти предметы и детали пейзажа включены в общую композицию как первоплановые. Характерно также отсутствие внешнего источника света. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. И́конопись сравнивают со све́тописью. Действительно, если внимательно поглядеть на икону древнего письма, то невозможно определить, где находится источник света, не видно, следовательно, и падающих от фигур теней. Икона - светоносна, и моделировка ликов происходит за счёт света, изливающегося изнутри самих ликов.
Н. К. Рерих Ангел Последний. 1942 г
Иван Есаулков
На фоне сумрачных небес,
Весь в пламени и свете,
Принёс Последний Ангел месть
На грешную планету.
Из мира горнего возник
Посланец перед нами.
Суров и грозен бледный лик,
В очах сверкает пламя.
Пылают ярко облака,
В спирали, в кольца свиты.
И держит Ангела рука
Грехов огромный свиток.
Ещё то время не прошло,
Когда брат шёл на брата.
За всё содеянное зло
Земля огнём объята.
В картине Рериха звучит
Мотив суровой кары.
За все грехи Он отомстит
И зла рассеет чары!..
https://stihi.ru/2012/12/09/8285
Источник: страница Николая Иванова в ВК https://vk.com/wall94232565_2486