Опыт использования рериховского наследия как инструмента воспитания в выставочной деятельности и образовательном процессе школ и ПУ
Доклад в г.Санкт-Петербурге на конференции, организованной музеем-институтом семьи Рерихов в 2009 г.
В настоящее время, в век развития информационных технологий, все чаще возрастает необходимость поиска новых форм подачи материала до зрителя, уже избалованного всевозможными шоу, спецэффектами и готового к всевозможным развлечениям (в угоду своему астральному телу), но не всегда к серьезной работе над своим сознанием. А именно этого требует Рериховское наследие, являясь энергоинформационным потоком, который необходим для питания духа человека.
Апробировав множество форм подачи материала, мы пришли к выводу, что наиболее эффективное воздействие на «современного» зрителя оказывает многофункциональная выставочная деятельность, где нам удается комплексно и одномоментно задействовать сразу несколько органов чувств, причем как взрослых, так и учащихся (как наиболее открытого контингента для новой информации). С помощью музыки, видеоряда и вербального общения на выставках удается вовлечь аудиторию в диалог на темы, для многих ранее закрытые (по разным причинам), расширить их знания и наполнить их новыми чувственными образными впечатлениями, доходящими до глубин сознания.
Чтобы достичь необходимого результата в этой деятельности, нам понадобились новые методические разработки согласно поставленных перед собой целей и задач. А четкое планирование мероприятий и тщательная их подготовка и проведение оказались просто необходимыми для обеспечения соответствующей атмосферы, необходимой для лучшего восприятия серьезной информации, которая очень мобильно адаптировалась для возрастных категорий посетителей выставки.
Использование новых достижений научно технического прогресса, таких как: мультимедиа, звуковая режиссура на современной аппаратуре, живая музыка, - усиливает эффект эмоционального восприятия и вызывает обратную связь - в ответ учащиеся школ создают личные презентации по темам, что способствует раскрытию их творческого потенциала.
В качестве инструмента для воспитательного процесса в контексте экскурсионной информации используются не только картины Н.К.Рериха с яркими образами и символами, заложенные в них, но главное и его идеи, направление его мыслей и лучшие его жизненные идеалы, описанные им самим в его книгах. Это проходит лейтмотивом и во многих выставках самых разных художников, где мы неизменно расставляем акценты на лучшие их духовные качества, работоспособность, многогранность интересов и многое другое.
На примере жизни этой великой семьи (Рерихов) учащиеся получают не просто информацию, а уроки жизни. В диалоговом общении они учатся правильно распоряжаться своим правом свободного выбора: в поиске жизненных ориентиров, спутника жизни, профессии. Они задаются вопросом: как не стать пешкой в чужой игре, винтиком в механизме для порабощения других. Учатся слушать и слышать себя, свой глубоко запрятанный дух, который, осознавая свою высшую природу, точно знает дорогу к истинной свободе.
В ходе экскурсионного общения на выставке для многих очень важным оказывается постоянное проведение параллелей от высоких и казалось недостижимых идеалов, к реалиям современной жизни. Такое опосредованное напоминание об общечеловеческих ценностях лучше доходит до подсознания как детей, так и некоторых взрослых. Для многих из них посещение выставки становится началом духовной работы над собой.
Приход на выставку является для многих своеобразным откровением, где они впервые окунаются в атмосферу Храма искусства, соединяя в своем сознании различные миры - мир изобразительного искусства, поэзии, прекрасной музыки – это рождает в душе новые светлые образы и мысли. А гармонично соединенные экскурсоводом, они в свою очередь раскрывают способности, заложенные в каждом из нас. Какие прекрасные рисунки рисуют дети, какие пишут стихи, сочинения, рефераты. Так отзывается их сердце на красоту!
Практическое применение в воспитательном процессе находит все, что касается Рериха, например: Славянская тема- это инструмент патриотического воспитания: подвижники России, такие как Сергий Радонежский, Александр Невский – это яркие образцы героизма. Когда мы говорим на героические темы, мы предлагаем представить: о чем они думали, что чувствовали? Те, кого мы определяем как героев. Здесь обязательно используем идею Н.К.Рериха: «подвиг - это, прежде всего, особенный сдвиг в нашем сознании...». И о том, что слово ПОДВИГ, встречается только в русском языке. С ребятами широко обсуждается вопрос, а есть ли сегодня в жизни место подвигу, говорим о роли каждого из нас в судьбе Родины.
Широко используются в этой работе символы картин Рериха, например: горы как символ устремлений зовущие к светлым целям, а образы великих женщин, таких как Настасья Микулишна - это образец и символ России, с которой связаны многие пророчества и ее великой миссии для будущего человечества.
Широко обсуждается и животрепещущая для подростков тема – тема любви. Прекрасные миры любви, раскрываемые экскурсоводом, ведут их от любви материнской к любви высокой, жертвенной - любви к Родине - Матери, а от неё - к трепетному и желанному чувству двух начал. Рассказываем, на чем основывается настоящее чувство, как оно узнается и что требует от каждой стороны.
И, узнавая о том, как многогранно это чувство, и что поверх земной любви есть любовь высокая, Космическая, многие из подростков меняют свое представление о любви, так опошленной сегодня. На примере союза Е.И. и Н.К.Рерихов ведется и семейное воспитание, где ненавязчиво и деликатно ведется разговор о гендере (модели поведения) женственности и мужественности, осознанном материнстве и отцовстве, необходимости вести здоровый образ жизни и последствиях вредных привычек.
Мы говорим о новой идущей эпохе и роли женщины в ней. Ведь именно женщина своей любовью и чуткостью к новым преображающим энергиям способна вывести себя и своего вечного спутника мужчину на новые вершины. Именно она способна уберечь и детей от мерзости внутреннего разложения сегодня. Говорим об ответственности женщины как носительницы генофонда. Не просто рода, а человечества в целом. Учим гордиться этим будущих матерей России! Видим свою задачу в том, чтобы помочь молодежи разобраться в сегодняшнем огромнейшем потоке информации, найти в ней то, что поможет им плодотворно осуществить свою жизненную задачу, открыть себя для новых свершений!
Также мы используем в работе выставки все новейшие разработки и открытия в сегодняшней науке, черпая их в журнале» Дельфис», и других печатных изданиях. Используем и Видеоматериалы, музыку, скрупулезно собираемые и отбираемые волонтерами регионального движения «Уральский магнит», представителями которого мы и являемся. Мы доводим эти материалы до педагогов школ, ПТУ, чтобы и они могли использовать их в своей деятельности.
На выставке апробируются, а потом берутся на вооружение самые разные формы работы. К примеру, на мероприятии по проекту Музейон - обитель муз под названием «Загадочное путешествие в мир природы» под музыку и стихи ожили в картинах маленьких художников учеников Детской школы искусств такие же яркие образы, как и на выставке великих мастеров пейзажа Левитана, Шишкина, Нестерова. Присутствующие при этом действе люди не могли поверить, что дети менее чем 1 час нарисовали прекраснейшие работы, объясняя это тем, что им помогала сама атмосфера места. А ведь в этом нет ничего удивительного - наблюдая за природой и подражая ей, мы можем легко вырабатывать свою стратегию поведения. И чтобы помочь посетителям выставки разобраться в себе мы часто используем метод аналогий с природой и сопоставления, учим общаться с природой, анализировать её законы, постигать их глубину.
Это особенно легко удавалась на выставке алтайского художника Афанасия Ивановича Гелича, выставке репродукций группы «Амаравелла, Ивана Айвазовского и, конечно Н.К. и Святослава Николаевича Рерихов.
Используется нами и такая форма как Мастер классы: например - для Дамского клуба «Галатея» г. Гремячинска, по темам: «Творчество как инструмент духовного самосовершенствования» или «На пути к вершинам», где в процессе познания себя, участницы раскрывали свои внутренние потенциальные возможности для дальнейшей плодотворной работы.
Проводятся творческие встречи с художниками, поэтами, музыкантами и Священнослужителями. В творческих циклах: «Небеса зовут к вершинам», «Касание высоких сфер», которые проводились на выставке «Космос древнерусского искусства», лысьвенского художника - космиста Николая Конышева и пермского художника Николая Зарубина, звучали духовные песнопения и вокализы.
Вся эта работа осуществляется в рамках проекта «Содружество малых городов». Идея консолидировать силы была продиктована велением времени и осознанием каждым её участником необходимости культурного просвещения. И поскольку одному человеку было бы трудно такое осуществить, родилась идея объединиться на общее благо. Постоянно расширяется география Содружества. Сейчас активно работают многие города Урала: Гремячинск, Чусовой, Лысьва, Александровск, Губаха, Кудымкар, Карпинск, Волчанск и др. Нарабатывается и тиражируется опыт выставочной деятельности и других форм работы. Осуществить эту работу нам помогает Самарский духовный центр» Радуга», Фонд «Нанук» города Перми, и материалы конференций, организуемых Обществом «Мир через культуру» г. Екатеринбурга.
При поддержке Администрации Гремячинского поселения сегодня в школе №3 города Гремячинска работает новый проект «Школа территория культуры», идея которого родилась из опыта работы выставок, из желания дойти до каждого ребенка, с целью помочь ему найти свое место в сегодняшней непростой жизни. Этому способствуют прошедшие выставки «Краски Индии, и «Русь Славянская, отца и сына Рерихов. Наследие Рерихов прекраснейший инструмент воспитания и самообразования, главное - научиться правильно этим пользоваться.
Мы живем в эпоху огромнейшего потока информации, и качество знаний зависит от того какие учителя встречаются нам на пути. И какое счастье, что встретились нам учителя Мудрости Великой жизни - Рерихи, передавшие нам огонь сердца и бесценные знания истины. Что делают нас сильными и крепкими в духе и зовут к новым свершениям. Спасибо за внимание!
Организатор проекта «Содружество малых городов»
в г. Гремячинске Пермякова Х.Ф.