Кто же наполняет храмы такой особой, преобразующей силой? Эта мощь, эта энергия – это результат творчества и сотрудничества светлых сил Земли и Неба. И все великие мистерии, в них происходящие (над сознанием человека, конечно)– это результат вдохновенного совместного настроя во имя Общего Блага и лучшего Будущего. Не случайно красота, гармония и культура будут в храмах истинными хозяевами.
Подражая природе и сонастроясь на высокую волну неземных Посланий, отраженных в прекрасных ликах природы, лучшие представители рода человеческого строят свои храмы в честь их Вдохновителей. И вновь красота и гармония, светлые мысли и чувства царят и правят в них.
Не случайно рукотворные храмы являются всенародным, всемирным достоянием, и многие понимают необходимость их сохранения для будущих поколений, ибо нет выше преступления, чем уничтожение Радости, идущей Свыше – ведь именно ее может и должен получать каждый, в такой храм приходящий. В царстве гармонии и совершенных форм, которые их творцы формировали интуитивно, или как говорили раньше: «Как мера и красота скажет», очень легко сонастроиться на волну творящую и воспринять для себя новую мысль, зовущую к лучшему будущему.
А также при созерцании творений архитектуры, в нашем сознании сразу же рождаются торжественные звучания, дополняющие наши впечатления. Почему так происходит? Потому что музыка, а также ритм, звук и гармония ее составляющие, имеют ту же высшую природу.
Ритм является также породителем сотрудничества. От глубокой древности люди уже понимали значение ритмических хоров, музыкальных движений; так накоплялось сознание о двигателе общих работ. Они уже знали, что ритм зажигал общие огни, помогал избегать раздражения и разъединения. Он утверждал одинаковое устремление, потому музыка перед общей работой есть знак единения.
Человеческий голос есть уже чудо. Можно видеть, как воздействует голос даже без слов. Каждый слышал хоры на расстоянии – слова уже стерлись, но магия звука жила. Человек имеет врожденный вкус к музыке, и изначально его можно видеть даже у младенца. Музыка известна ребенку с колыбели, но пока он растет в этом мире иллюзий, его ум становится поглощенным столь многими различными предметами, что он теряет ту склонность к музыке, которой обладала его душа. Взрослый человек наслаждается и высоко ценит музыку в соответствии с его уровнем эволюции и с тем окружением, в котором он был рожден и вырос; человек, живущий в пустыне, поет свои простые напевы, а городской человек – свои популярные песни. Чем более чистым становится человек, тем более тонкой музыкой он наслаждается. Характер в каждом человеке создает склонность к музыке, сходной с ним; другими словами, веселый человек любит легкую музыку, в то время как серьезно настроенная личность предпочитает классику; интеллектуал находит удовольствие в технически сложной музыке, а простак удовлетворен своим барабаном.
Существуют пять различных аспектов искусства музыки: популярный – то, что вызывает движения тела; технический – то, что удовлетворяет интеллект; артистический – то, что имеет красоту и изящество; взывающий – то, что колет сердце; возвышающий – то, в чем душа слышит музыку сфер.
Воздействие музыки зависит не только от мастерства, но и от эволюции исполнителя. Ее эффект на слушателя зависит и от его знания и эволюции; по этой причине значение музыки различно для каждого человека. У самодовольного человека нет шансов для прогресса, потому что он удовлетворенно цепляется за свой вкус, соответствующий состоянию его эволюции, отказываясь подняться на шаг выше, чем его теперешний уровень.
ГАЙ 1964 г. 5. (Янв. 4):
Звуковой аспект Вселенной еще мало известен. Но расцветшая роза звучит своей нотой. Травы звучат и деревья, особенно когда в цвету. Так же звучит и микрокосм человеческий красотою, когда гармоничен, или диссонансом, раздирающим пространство. Мир Высший звучанием насыщен, исходящим от всего, что наполняет его. Низшие слои, наоборот, характерны раздирающим ухо дискордом. Арфа духа звучит своей нотой. Сердце поет свою песню. Хор созвучных сердец рождает свою симфонию. Гармония звука и цвета дает жизнь, точнее, жизнь есть результат и гармоническое воплощение в форме законов звука и цвета. Дисгармония – это разрушение, разложение и смерть.
ГАЙ 1957 г. 259. (Июнь 25): Трудно понять по-земному формы уявления искусства на Высших Мирах. Возьмем музыку и творчество композитора. Представьте себе огромный открытый амфитеатр. В одном конце его возвышение, по которому поднимается композитор, исполняющий свое изобретение. Он в белой одежде, в руках у него два металлических жезла, очень похожие на обычные дирижерские палочки. Оркестра нет, исполнителей нет, музыкальных инструментов нет. Амфитеатр наполнен слушателями, которые ждут напряженно. Вдруг композитор поднимает руки, в которых жезлы. Он весь окутан волнами света, из жезлов вырываются языки нежгучего пламени различных оттенков, но красивых необычайно, и пространство вокруг начинает звучать. Звуки нарастают, волшебная симфония наполняет сферу, звуки льются мощно, свободно, красиво, как будто бы тысячи совершеннейших инструментов и исполнителей принимают участие в невидимом или скрытом где-то оркестре. Но, странное дело, волны света растут, они насыщены пламенем, они принимают формы, все более четкие и определенные, в полном созвучии с основной мелодией. За композитором в пространстве образовался как бы экран, волны света формируются в явные, видимые образы. Картины природы, горы, водопады, как в кино на экране, начинают складываться в пространстве. Цветущие луга, озера, леса проплывают перед зачарованными зрителями. Вдруг появляются люди – прозрачные легкие тени – они исполняют величественный танец огня, они двигаются легко и свободно в пространстве, образуя красивые гармонические сочетания, словно живые движущиеся гирлянды цветов. Звуки незримого оркестра все усиливаются и нарастают, за пределами амфитеатра, в пространстве, видны тысячи лиц, тысячи глаз – это жители планеты, находящиеся далеко, слушают исполнение нового произведения великого композитора. Им не надо наушников, им не надо радиоустановок, воспринимающий на расстоянии слуховой аппарат находится в их организме в утонченном рабочем состоянии. Внутренний слух развит достаточно. Яснослышание и ясновидение – способности, которыми они пользуются свободно. Невидимая аудитория переполнена. Много присутствует и развоплощенных духов, любителей музыки, привлеченных волнами звуков. А композитор продолжает управлять незримым космическим оркестром, мощью огня духа извлекая из пространства звуки, цвета и сочетания их все в новых и новых комбинациях. Как у дирижера, поднимаются и опускаются его руки, и новые волны огня вырываются из быстро мелькающих жезлов. Еще один жест, подняты руки и замерли в последнем движении. Симфония окончена. Пламя потухло, исчезли пространственные образования, на возвышении стоял человек в белых одеждах, но аура его уже не переливалась тысячью мощных огней. Концерт закончен. Не следует удивляться, что музыкальное творчество на Дальних Мирах может проявляться несколько иначе, чем у вас на Земле. Ведь и ваши композиторы, творя свои вещи, слышат и улавливают пространственные мелодии, они слышат целые симфонии, они как бы управляют незримым оркестром. <...> может услышать то, что внутренним ухом слышит композитор. Так же и у вас на Земле основы незримого творчества звуков уже явлены тоже в форме какой-то. Учение имеет задачу вооружить человека без единого аппарата или инструмента. На Дальних Мирах это утверждение Учения уже осуществлено. Это то, к чему земное человечество, рано или поздно, но все же придет. Ибо все заключено в человеке.
Очень важно помнить об этих важных составляющих нашего с вами творчества и расширять свое представление о нем, что является залогом нашего дальнейшего развития (Программа Помоги России!) Вспомним афоризмы и высказывания известных творцов и мыслителей о музыке и архитектуре и озвучим их своим ближним.
Архитектор-градостроитель призван создавать наилучшие условия для жизни не только своих современников, но и будущих поколений. Это требует от него глубокого понимания дум и чаяний своего рода, его материальных и духовных запросов, проникновенного чувства родной природы и научного познания материала, конструкции и техники. Зодчий, создавая для народа удобные, красивые и благоустроенные города, прежде всего слуга народа, отдающий все свои силы, все свои способности, всю свою жизнь заботе о человеке.
Архитектор строит, считаясь не только с принципами удобства. Сооружение должно быть внушительным в своей красоте и абсолютно гармоничным. Гармония - вот что лежит в основе всех видов искусства на всем протяжении человеческой истории.
И. В. Жолтовский
Путь реставраторства, упрощенного использования классики должен быть решительно осужден. Это путь не продолжателей и даже не учеников. Архитектор, создающий образ нового сооружения, должен быть не только мастером своего дела, но и философом, стоящим на уровне идеалов своей эпохи, прекрасно ориентируясь в технике сооружения и в выборе материалов... Эклектическая неразборчивость недостойна архитектора.
Пожалуй, самым трудным и вместе с тем обязательным в архитектурном творчестве является простота. Простота форм обязывает придавать прекрасные пропорции и соотношениям, которые сообщали бы им необходимую гармонию.
А. В. Щусев
Всякому великому времени соответствует великая архитектура. Она служит выражением миросозерцания создавшей ее эпохи (прежде всего, конечно, - господствующего в данном обществе и в данную эпоху класса) в большей мере, чем какое бы то ни было другое искусство, кроме литературы.
А. В. Луначарский
На протяжении всей жизни во мне работали поэт в инженере, инженер в поэте и оба в архитекторе. Считайте постройку курятника такой же хорошей для себя работой, как постройку собора. Величина проекта мало значит в искусстве, если отвлечься от финансовых вопросов. В действительный расчет принимается выразительность. Выразительность может быть большой в малом или малой в большом. Ф. Райт
Великая архитектура - это величайшее свидетельство человеческого величия.
Ле Корбюзье
Архитектура нашего времени - не предмет роскоши, существующий для нескольких знатоков, для какой-то частицы общества; это искусство, принадлежащее всем, ведь общественные здания оплачиваются всеми, следовательно, оно должно сообразоваться не с правами определенной группы, определенной публики, но с правами всей публики в целом.
Виолле ле Дюк
[К искусству], без которого никак не обойтись и которое приносит пользу, соединенную с наслаждением и достоинством... должно быть причислено и зодчество: ведь оно, если внимательно вглядеться, и в общественном и в частном отношении весьма полезно и приятно роду человеческому и по достоинству почитается среди первых искусств не последним.
Альберти
Социальная жизнь вообще и всегда требует, чтобы ее насыщали музыкой не только в виде вершинных композиций и концертных исполнений, но насыщали бы ею глубоко самый быт, насыщали ее песней и песенкой - рабочей песнью, детской песнью, маршем, танцем и т. д. И наш революционный быт, такой приподнятый, требует больше, чем какой бы то ни было другой, этой постоянной насыщенности музыкой. Великую музыку узнавали как-то всегда почти вовремя. Очень мощно она стучится в наши сердца. Я не знаю, существует ли хоть один великий музыкант, о котором можно было бы сказать, что он устарел. Самая простая песня, идущая из глубины тысячелетий, - жива.
...Музыка многомысленна. Вы можете вкладывать в нее различное содержание, смотря по строю своей собственной души. Только одно несомненно (если мы будем говорить о настоящей музыке): она необыкновенно благородна, необыкновенно глубока и все - скорбь, и радость, мечту, порыв, волю - превращает в чистое золото необычайно напряженной и в то же время спокойной красоты. Народ - часто народ совершенно раздавленный - пел, придумывая инструменты. Делал это он с самой зари своего существования и находил в музыке все то же утешение — бодрость... А. В. Луначарский
Вы спросите меня, откуда я беру свои идеи?.. -я улавливаю их на лоне природы, в лесу, на прогулках, в тишине ночи, ранним утром, возбужденный настроениями, которые у поэта выражаются словами, а у меня превращаются в звуки, звучат, бушуют, пока не станут передо мною в виде нот.
Л. Бетховен
Найдите хорошую мелодию - и ваша композиция, какова бы она ни была, будет прекрасной и непременно понравится.
Это душа музыки, это жизнь, смысл, сущность композиции. Тартини может найти самые редкостные и искусные аккорды, но без мелодии вы услышите только прекрасно отделанный шум; если он и не покажется неприятным для уха, то во всяком случае он оставит голову пустой, а сердце холодным.
И. Гайдн
***
Подобно тому как живопись отнюдь не является искусством сочетать краски приятным для глаз образом, музыка - вовсе не искусство ласкать ухо приятным сочетанием звуков. Не будь в них ничего иного, и живопись и музыка относились бы к числу естественных наук, а не изящных искусств. Одно лишь подражание природе возводит их в ранг искусства. Но что же делает живопись искусством подражания? Рисунок. Что делает музыку таким искусством? Мелодия.
Ж.-Ж. Руссо
***
Я очень сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала моих слушателей: я стремился их сделать лучше.
Г. Гендель
***
Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой.
Моцарт
***
Нет на земле живого существа
Столь жесткого, крутого, адски-злого,
Чтоб не могла хотя на час один
В нем музыка свершить переворота.
В. Шекспир
***
...кто желает в музыкальном творчестве соблюсти требование красоты и изящного вкуса, тот должен... дополнять свои музыкальные занятия прочими научными предметами, сделав своей руководительницей философию, ибо она одна в состоянии определить для музыки надлежащую меру и степень полезности.
Плутарх
***
...музыка - источник радости мудрых людей, она способна вызывать и в народе хорошие мысли...
Сюнь-цзы
***
...музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.
Аристотель
***
Фото с сайта http://www.town-explorer.ru/