Вспомним Сергия Радонежского - он жил в страшное время войны и распрей. В его келье была икона Троицы. Сергий молился ей. И черпал в ней силу.
Андрей Рублёв посвятил свою икону "Троица" - Сергию.
Вот мои любимые мысли Павла Флоренского об этой иконе :
"Среди мятущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия, растлившего Русь, открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, «свышний мир» горнего мира. Вражде и ненависти, царящим в дольнем, противопоставилась взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер горних. Вот этот-то неизъяснимый мир, струящийся широким потоком прямо в душу созерцающего от Троицы Рублева, эту ничему в мире не равную лазурь — более небесную, чем само земное небо, да, эту воистину пренебесную лазурь, несказанную мечту протосковавшего о ней Лермонтова, эту невыразимую грацию взаимных склонений, эту премирную тишину безглагольности, эту бесконечную друг пред другом покорность — мы считаем творческим содержанием Троицы. Человеческая культура, представленная палатами, мир жизни — деревом и земля — скалою, — все мало и ничтожно пред этим общением неиссякаемой бесконечной любви: все — лишь около неё и для неё, ибо она — своею голубизною, музыкою своей красоты, своим пребыванием выше пола, выше возраста, выше всех земных определений и разделений — есть само небо, есть сама безусловная реальность, есть то истинно лучшее, что выше всего сущего.
Страх перед смертью, страданием и одиночеством души оказался преодолённым всепоглощающим чувством доверия к закону жизни, понятому как любовь".
Статья о Троице написана Флоренским в 1919 году - в разгар гражданской войны, среди глубокого безмирия.
Этим мысли Флоренского были мне крепкой опорой в трудные минуты Сада. Надеюсь, что они помогут кому-то ещё делать своё дело среди любых условий в светлом и мирном настроении.