Меланхоличность или подвижность, трудолюбие или леность, небрежность или собранность, терпимость или не сдержанность, все это может звучать в местности или вернее сказать в окружающих пейзажах, такое звучание можно назвать ритмом жизни. Именно, ритм жизни окружающей природы может быть выражен в сущности народов населяющих землю.
Частая непогода и солнце, ветер и бури, дожди и снегопады, сухость или влажность климата, несомненно, может отражаться на характере народа, проживающего в той или иной части земного пространства.
Меня, русского человека, волей судьбы рожденного в Центральной Азии, в Узбекистане всегда поражало в поведении местных народов неисчерпаемое трудолюбие, сочетаемое с величайшим достоинством и бережливостью в проведении свободного времени, именно, человека труда.
Сидение аксакалов* в чайхане** за пиалой ароматного зеленого чая, за степенной беседой о жизни, игра в нарды*** или посиделки мужчин, следящих за священнодействием приготовления плова, везде сквозит величайшее достоинство, заработанной возможности отдыха от труда жизни.
Женщин на таких посиделках, как правило, не бывает их удел ведение домашнего хозяйства и воспитание детей, но, когда и у них бывают праздничные посиделки - девичники, тогда и степенность, и достоинство в поведении тоже несомненны и очевидны.
Но посреди этой кажущейся праздной безмятежности постоянно идет воспитание подрастающего поколения.
Высказывания мудрецов востока, сказки, поговорки, притчи, песни и сказания акынов*** всегда, непременно звучат на степенных хлебосольных празднествах мусульманских народов Средней Азии.
Конечно, свою печать на сущность современных народов проживающих на просторах Центральной Азии, наложили кочевой образ жизни, земледелие и религии, которые проповедовались в древности и проповедуются в наше время - это ушедший зороастризм****, манихейство***** и современное мусульманство.
В Узбекистане - ярко выраженная врожденная терпимость потомков зороастрийских земледельцев и знающих себе цену веселых базарных торговцев.
У казахов - степенное отношение к бескрайним степям, как у всех кочевников-пастухов врожденная любовь к лошадям, дающим все необходимое для жизни.
У киргизов - мудрая простота горных пастухов и охотников, знающих и любящих горную природу.
У таджиков - трепетное и бережливое отношение ко всему живому, что рождают и, чем кормят горы.
У туркмен жителей жарких пустынь – любовь к быстрым скакунам и к «кораблям пустыни» верблюдам, которые являют собой великолепный способ передвижения в песках давая все необходимое для жизни кочевника.
Следует особо выделить некоторые особенности характера присущие всем народам Центральной Азии – это радушие, терпимость и гостеприимство.
Наверно, это связано с тем, что на необъятных просторах Азии торговцы – купцы и путешественники всегда были редкими, но желанными гостями, которые несли с собой и в себе весть о том, как, чем и какие люди живут в других странах и государствах мира.
Когда-то давно все современные жители земли прошли через неоднократный опыт воплощения странников: кочевников- пастухов, странствующих рыцарей, купцов, вагантов, скоморохов и мореплавателей.
Наверно потому у многих современных жителей земли существует непреодолимое желание к путешествиям в дикую природу гор, лесов, пустыней и степей, морей и океанов.
Смутное, но труднопреодолимое желание познания, чего-то нового тянет, как и прежде, но уже современных странников в дальние страны, чтобы больше, глубже и воочию познать мир, окружающую природу и сущность народов населяющих нашу землю.
Как только наступает весна и природа пробуждается ото сна, в сердце вновь и вновь рождается непреодолимое желание новых путешествий, которое есть не, что иное, как стремление нашего духа к совершенствованию и познанию Истины.
Но часто мы ищем не там, где надо и не то, что надо, а ведь все самое тайное и сокровенное находится в нас самих и не там, где-то за «и высокими горами и синими морями» или «в тридевятом царстве в тридесятом государстве», а рядом вокруг нас.
И очень важно в этом стремлении нашего поиска Истины, осознать, что прежде чем искать, надо, непременно, спросить себя - для чего?
_______________________________________________
*аксакал (букв. белая борода) – почтенное обращение к старшим.
**чайхона – (с узб. комната, чай) – помещение, где можно пообедать, перекусить и выпить чаю.
***акын - народный исполнитель сказаний, легенд и стихов народных поэтов под музыкальное сопровождение струнного народного инструмента.
**** Зороастризм – религия, проповедуемая в древности на территории современных государств Центральной Азии. Основатель Зороастризма Зороастр или Заратуштра, священный канон — «Авеста».
*****Манихейство - религиозное учение, основано в 3 в. Мани, который, по преданию, проповедовал в Персии, Ср. Азии, Индии. В основе манихейства — дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия. Распространилось в 1-м тыс. н. э. от Китая до Испании, подвергаясь гонениям со стороны зороастризма, римского язычества, христианства, ислама и др., в 8 в. — господствующая религия в в Уйгурском царстве. Оказало влияние на средневековые дуалистические ереси.
07.02.2012г. – 05.06.2016г.
https://my.mail.ru/community/vds5319561953/1AB8F3B2B46B9DB4.html