О ПРИРОДЕ, КРАСОТЕ И ЧЕЛОВЕКЕ
«Красота спасет мир». Кто не знает этого изречения? Но как может спасти красота, которую, казалось бы, нужно спасать саму? Мы привыкли, что защититься от вероломного нападения можно только оружием, символом которого является меч. А какая сила есть у красоты? Меч можно не только увидеть, но и взять в руки. Он разит врага. А красота? Попробуем поразмышлять.
Сент–Экзюпери выразил удивительную по простоте и мудрости мысль, согласно которой миру предстоит решить всего лишь одну проблему, одну единственную: как вернуть человечеству духовный смысл бытия. Попытаемся обосновать, что именно красоте, ее осознанию принадлежит главная роль в этой великой задаче, тем более что непонимание этого и есть основная причина всеобщего кризиса, из которого мы тщетно пытаемся выбраться. Вернуть человечеству духовный смысл бытия! Иначе, по словам прославленного летчика и писателя, люди станут тихим, кротким и вышколенным домашним скотом. А симптомы уже налицо! Настораживает системный уход нравственных императивов из политики, здравоохранения, науки, образования и юриспруденции. Не удивительно, что на современном поле человеческой деградации, пропитанном западной и местной некрофилией*, вырастают все новые и новые виды цветов зла. Вспомним горькие слова Пушкина:
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками, да бич.
Так неужели нет иного, более достойного сценария жизни для разумных существ планеты Земля? По воззрениям стоиков, люди должны следовать природе как руководительнице, они рождены служить общим интересам, своим трудом и способностями накрепко связывать человеческое общество. Мы находим подтверждение этим мыслям у древнеримского оратора и писателя Цицерона, который учил, что если люди будут следовать природе, ее началу тонкому, но вмесите с тем действенному и мощному, то никогда не впадут в заблуждение.
Очень важно понимать, что многовековое духовное развитие человека на земле происходило и происходит во многом благодаря разнородности природы, богатству форм, многоцветию красок, многообразию звуков. Эти накопления закреплялись в быту в виде обычаев и символов и передавались из поколения в поколение. Широко известный педагог-гуманист В.А. Сухомлинский отмечал, что эстетическое восприятие у детей начинается с развития культуры ощущений и восприятий, то есть с развития умения видеть красоту. Об этом же писал немецкий философ Шеллинг, который был убежден, что красота встает на защиту духа человека, она является главным оплотом в борьбе с низшими природными влечениями. Действительно, это так: человек, взаимодействующий с красотой, легче управляет своей физиологией, направляя энергию либидо на творчество. Таким образом, красота включает в себя волю преодоления и, что особенно важно, не познанную еще могучую силу одухотворения материи. Древнегреческий философ, математик, политический деятель Пифагор в иерархии общезначимых ценностей первое место также отводил красоте. Он учил, что красота как чувственная видимость идеи открывается только человеку, который ведет правильный, деятельный образ жизни. То, что нравственная красота требует деятельности, а не одних только размышлений, утверждал и Цицерон.
Соединение красоты с истиной есть просветление жизни, наполнение ее радостью высокого пути. Красота, разорвавшая связи с истиной и добром, что происходит, когда люди выбирают путь исключительного самоутверждения, о чем писал Ф. Достоевский, лишается энергии жизни, уходит от правды, разлагается и, в конце концов, превращается в уродство, неизбежно ведет к всеобщей гибели. Важно иметь в виду и то, что человек, предполагающий, что он уже познал некую высокую идею, но не увидевший ее значимости в форме прекрасного (то есть не включивший высший орган познания – сердце), на самом деле далек от заключенной в этой идее истины. Вместе с тем отсутствие красоты в идее говорит о бессилии последней. Отдаляясь от красоты, человек теряет чувствительность к живой природе и ощущение родства с космосом, его душа утрачивает духовное зрение и духовный слух.
Какими убедительными доводами можно еще подкрепить всю жизненную важность феномена красоты? Вспомним иные мудрые высказывания. Так, знаменитый философ античности Сократ, усматривающий главный смысл человеческой жизни в возделывании души, молился: «Боги, дайте мне стать внутренне прекрасным!». Его ученик Платон считал, что философ уже тот, кто созерцает прекрасное. Анаксагор же на вопрос «для чего ты родился?» отвечал: «Для созерцания солнца, луны и неба». Великий итальянский художник, скульптор, инженер и ученый Леонардо да Винчи, не сомневавшийся в том, что Земля обладает живой душой, советовал художникам «подстерегать красоту». Поэт и просветитель Данте, творчество которого оказало влияние на всю европейскую культуру, любил подниматься на вершины гор, откуда ему открывались прекрасные пейзажи. Родоначальник гуманистической культуры эпохи Возрождения, итальянский поэт Петрарка не мыслил своей жизни без природы, которая была главным источником его творческой силы.
Ценные мысли мы находим также у русских писателей и философов XIX-XX вв. Так, в романе Л. Толстого «Война и мир» есть эпизод, в котором Андрею Болконскому открывается глубочайшая истина бытия. Он лежит на земле и размышляет: «Как же я не видел прежде этого высокого неба. И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него». Почему же нам сегодня не доступна эта истина, и мы безжалостно уничтожаем природу?! У Салтыкова-Щедрина в «Истории одного города» у глуповцев главной целью была неуклонная борьба с природой. Получается, что писатель прозорливо увидел будущее России! Крупнейший представитель русской философской лирики XIX века Федор Тютчев считал, что бытие общества не может быть плодотворным и одухотворенным, если человек не обрел истинной, духовной свободы и гармонии с природой:
Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе,
Лишь в нашей призрачной свободе,
Разлад мы с нею сознаем.
Говоря о красоте, такие просветители, как В. Соловьев, Н Бердяев, И. Кириевский, С. Франк отмечали следующие, очень важные моменты, связанные с ее осознанием. Так, по их мнению, восприятие красоты в мире – уже есть творчество. Красота - это не только цель искусства, но и основная цель жизни. Однако, чтобы узнать красоту, нужно, во-первых, в ней жить и постоянно творчески с ней взаимодействовать, а во-вторых, понимать, что красота не открывается всем и сразу во всей своей многомерности. В сокровенную тайну красоты нужно быть посвященным и вне посвящения она просто не доступна для исследователя. В одеждах иных миров она будет стоять рядом - и не увидишь ее, торжественные симфонии неба будут звучать вокруг – и не услышишь их. «Красота учит созерцать и видеть, – писал великий русский философ И. Ильин, - и тот, кто увидел красоту, тот становится ее пленником и ее творцом. Он мечтает о ней, пока не создаст ее; а создав ее, он возвращается к ней, мечтой за вдохновением <...> от нее души научаются видеть себя, свое внутреннее и сокровенное». **
Русские философы были единодушны в том, что именно в художнике, творчество которого соединено с великими преображающими вселенскими процессами, осуществится подлинная власть человека над природой, и осуществится она через красоту. Несколько перефразируя Л. Толстого, можно сказать, что там, где есть истинная красота, всегда есть духовное величие и духовная значительность. Красота есть не только выражение бесконечной жизни в конечной форме, но, будучи достигнутой, она непреложно преображает весь мир. Индийский писатель и общественный деятель, лауреат Нобелевской премии Р. Тагор, был уверен в том, что земную цивилизацию ждет великое завершение – выражение своей души в красоте. И это не художественный вымысел, а гениальное предвидение, ибо Красота не только человечна, но и богочеловечна, она устремлена к совершенству. Замечательный художник и просветитель С.Н. Рерих оставил размышление о том, что наше внутреннее стремление к чему-то более совершенному, более прекрасному является той великой внутренней силой, которая изменяет нас и изменяет также нашу жизнь. Без этого внутреннего пламени человек не может разбудить в себе скрытые духовные энергии и подняться на более высокий уровень знания и опыта. «Русскому созерцанию, - писал И.Ильин, - давалась красота, пленявшая сердце, и эта красота вносилась во все - от ткани и кружева до жилищных и крепостных строений...Духом сердечного и совестного созерцания проникнуты русские летописи и наставительные сочинения...Созерцание вносилось и во внутреннею культуру – в веру, в молитву, в искусство, в науку и философию...Нам предстоит вырастить из свободного сердечного созерцания – свою, особую, новую, русскую культуру воли, мысли и организации».***
Из наших общих размышлений вывод один – именно красота побуждает к справедливости, добру, милосердию, к нравственной чистоте и гармонии с окружающим миром. Тесно взаимодействуя с красотой, формируется человек гуманный, с прекрасной, живой и творческой душой. Живая красота рождается только в свободе. Она, пробуждая прекрасное в человеке, будит совесть, так как является ее посланницей. А совесть, в свою очередь, воздействует на сознание, делая его свободным, глубоким и всеохватным. Важно подчеркнуть, что сознание свободного человека качественно иное, нежели сознание раба. По утверждению Н. Бердяева, «это различие заключается главным образом в том, что свободный человек чувствует себя не на периферии объективированного мира, а в центре мира духовного», а такое мироощущение, в свою очередь, наполняет душу человека мужеством, ответственностью и решимостью в лучах высшей любви утверждать на Земле Правду, Красоту и Справедливость. Отсюда неизбежно следует то, что живая красота сильнее меча, так как она связана с мировой идеей, нравственным законом и Высшей Мудростью. Красота укоренена в Бытии, которое есть Начало, Творение и Преображение. Зло, безобразие, ненависть не имеют корней в Бытии и являются проявлениями хаоса. Силы хаоса могут теснить и гнать Красоту, осуществлять ее подмену, но только во времени, в Вечности же победа всегда за Красотой, за Истиной. Человек, смело идущий в Вечность, – друг Красоты, с которой он живет, творит и побеждает. Именно в этом заповедь новой творческой эпохи. Многое можно отнять у человека, но нельзя отнять самое главное: красоту его души, которая проявляется в этом мире, но принадлежит иному миру – миру высшей реальности.
Новосибирск 30.08.2009.
Источник: http://stihi.ru/2010/08/13/1824