Необходимость создания музея Рериха в Петербурге давно назрела. Первый Рериховский музей и общество его друзей на территории бывшего Советского Союза возникли в Риге в годы независимости Прибалтийских стран, тогда же появились группы поддержки Пакта в Эстонии и Литве.
Как известно, начиная с конца 1930-х годов, Рерихи пытались вернуться на Родину. Удалось это лишь в 1957 году, уже после ухода из жизни Николая Константиновича и Елены Ивановны, их старшему сыну Ю.Н. Рериху, известному востоковеду. Живя в Москве и возглавляя сектор в Институте востоковедения, Юрий Николаевич немало усилий приложил организации музея Н.К. Рериха в Ленинграде. Такова была воля родителей.
Основу экспозиции должны были составить художественные произведения, вещи и документы из огромного собрания, привезённого Юрием Николаевичем в Союз, а также документы, мемориальные предметы, вещи и мебель из их бывшей квартиры на Мойке, сохранённые в Ленинграде семьёй Митусовых.
Степан Степанович Митусов (1878-1942), двоюродный брат Елены Ивановны Рерих, был ближайшим другом семьи Рерихов, Святослав Николаевич, сказал в интервью замечательные слова о С.С. Митусове: «Степан Степанович в основе своей был очень, очень талантлив. И это простиралось на музыку и затем на изобразительное искусство, так как он писал, рисовал. Он был прекрасным человеком, очень добрым, таким, как бы не от мира сего. Николай Константинович его любил очень. Так и все мы его любили».
В живых остались только средняя и младшая дочери Степана Степановича – Людмила и Татьяна. Ещё в 1927 г. Людмила Степановна Митусова познакомилась с Зинаидой Григорьевной Лихтман (Фосдик), впоследствии директором Музея Рериха в Нью-Йорке, с того времени и до последних дней жизни Зинаиды Григорьевны продолжалась их переписка.
Однако внезапная смерть Юрия Николаевича помешала окончательно решить наболевший вопрос о создании музея. В этих условиях определённым достижением стала организация Музея-усадьбы Н.К. Рериха в Изваре.
В 1970-е гг. последний оставшийся в живых член семьи художник Святослав Николаевич Рерих продолжил работу по организации музея, привлекая к этому прежде всего деятелей искусства и науки.
С.Н. Рерих и Девика Рани Рерих со съёмочной группой документального кинофильма "Рерих" в квартире Митусовых. 1975. Слева направо — С.А. Ковалевская, неизвестная, А.В. Гнездилов, П.Ф. Беликов,Т.С. Митусова, Л.С. Митусова, Р.П. Сергиенко, В.М. Сидоров, Девика Рани Рерих, С.Н. Рерих, Р.А. Григорьева, О.Ф. Мартынов.
В 1998 г. группой учёных, сотрудников СПбГУ и Мемориального собрания С.С. Митусова, организован выпуск регулярного научно-художественного издания СПбГУ “Петербургский Рериховский сборник”.
На основе его редакции в 2000 г. был создан Рериховский центр Университета.
В 2001 году исполнилось 100 лет со дня бракосочетания Рерихов (28 октября 1901 года по старому стилю). И в год столетия этой удивительной семьи на её родине учреждён Музей-институт семьи Рерихов в Санкт-Петербурге.
В 2003 году губернатором Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко был решен вопрос о предоставлении здания музею в исторической части города - на набережной лейтенанта Шмидта, д.41.
Это здание – особняк, принадлежавшее известному художнику и коллекционеру Михаилу Петровичу Боткину (1839—1914). Дом был построен по типовому проекту архитектора Ж.-Б. Леблона под руководством Д. Трезини в 1720-х годах. В 1883 году здание купил М.П. Боткин, и по его заказу архитектор А.К. Бруни надстроил мансарду, осуществил переделки фасада и интерьеров.
Там бывали многие известные деятели русской культуры, в т.ч. Н.К. Рерих, больше восемнадцати лет прослуживший вместе с Боткиным в Императорском Обществе Поощрения Художеств. Здесь располагались уникальные коллекции, за что особняк у тогдашних жителей Петербурга получил название «дом-музей».
Академик исторической живописи, искусствовед и собиратель Михаил Петрович Боткин приобретал произведения искусства во время путешествий по Германии, Франции и Италии, а также в Петербурге. Уникальная коллекция располагалась в нижнем этаже особняка, в пяти комнатах. Две из них были отданы работам художника А.А. Иванова (более 100 картин и этюдов). Огромное собрание русской живописи Боткина включало картину Н.К. Рериха «Перед боем» (1900).
Музей живет насыщенной жизнью, устраивая выставки, семинары, концерты, поэтические вечера, выпуская в свет периодические издания – Материалы конференций «Рериховское наследие» и «Петербургский Рериховский сборник», а также другие публикации.
10 октября в 2003 году (в год 300-летия Петербурга) на 3-ей Международной Рериховской конференции, была учреждена международная премия имени Николая Рериха. Эта премия вручается ежегодно.
Основная цель премии - выявление высоких образцов служения человеком культуре и обществу. Лауреатами премии в числе прочих были Валерий Гергиев и Мстислав Ростропович.
В 2005 году в Музее-институте семьи Рерихов прошла Международная конференция, посвященная 70-летию Пакта Рериха.
В 2006 году прошла Международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие»
В 2008 году
17 апреля 2008 года Музей-институт семьи Рерихов посетила Губернатор Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко, которая провела выездное совещание на тему: «О дальнейшем развитии Санкт-Петербургского государственного учреждения культуры «Музей-институт семьи Рерихов». Формальным поводом визита послужило вручение губернатору В.И. Матвиенко международной премии имени Николая Рериха. Премию вручил директор Государственного Эрмитажа – Пиотровский.
В своей речи она дала поручение к 2010 году завершить ремонт здания Санкт-Петербургского государственного Музея-института семьи Рерихов. В этом году на реставрационные работы музею выделено 66 млн. рублей и недостающие 140 млн. рублей будут предоставлены в 2009 и 2010 годах.
17 мая 2008 года Музей-институт семьи Рерихов присоединился к международной акции "Ночь музеев", в которой приняли участие около двух тысяч музеев Европы.
«Ночь музеев» - это единственная ночь в году, когда музеи открывают двери для гостей в необычное время - с 18.00 до 1.00. Музей-институт семьи Рерихов наряду с другими музеями Санкт-Петербурга уже в третий раз принимает участие в этой акции.
В этом году музей предложил программу «Семья: сквозь века и времена».
3 июня посол Монголии в России посетил Музей-институт семьи Рерихов.
В Музее-институте семьи Рерихов начала работу выставка художника Александра Александровича Громова (1886—1956), выпускника Рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств, ученика Н.К. Рериха. Она продолжает серию «Н.К. Рерих и художники Императорского Общества поощрения художеств» проекта «Н.К. Рерих. Круг жизни. Санкт-Петербурга».
Работают выставки- посвященная союзу Н.К. и Е И Рерих «Люби меня как теперь, всегда»,
- фотовыставка А. Суворова «Путешествие в страну великанов – горные портреты Гималаев»,
- выставочный проект «Карелия- мифы и реальность» посвященная 100-летию первого посещения семьёй Рерихов Финляндии
В августе мы с дочерью посетили Музей. Работали только две выставки - «Люби меня как теперь, всегда» и выставка, посвященная пребыванию Ю.Н.Рериха в России.
Много личных вещей – письма, детские рисунки, фотографии. Из личных вещей Елены Ивановны – перстень с малахитом, красная роза, кусочек хрусталя, веер, портрет Учителя, книги Живой Этики. Вдоль лестницы – картины подлинники Н.К.Рериха.
Я испытала радость, трепет, восторг, гордость. Через 40 лет наследие семьи Рерихов наконец увидело свет, начался новый этап осознания их великой роли на их родине, в Санкт - Петербурге. Это победа всех, кто верил.
Электронный адрес музея: www.roerich.spb.ru