В путь отправился 17 сентября 2017 года. Погода была пасмурная, накрапывал дождь. На старом карьере, где брали камень для дороги, стояла будка сторожа от ООО «Дуниты». Как всегда, больно было смотреть на развороченную тяжелой техникой землю вокруг дороги. Там же, параллельно Кытлымской дороге, идет газопровод, состояние природы на нем такое же, лежат штабеля гниющих деревьев, никому не нужных. Это, к сожалению, обычная практика в наших местах. Помню приезд моей сестры в гости из ближнего зарубежья, как она поначалу ахала при виде каждого срубленного ствола, наклонившегося дерева, а потом, увидев штабеля гниющего леса на Кытлымской дороге, замолчала и больше не поднимала эту тему, видно у них там - это нонсенс.
Иду дальше, мимо прокатываются машины, но в основном навстречу мне, иные с такой низкой посадкой, что из-под них периодически летят искры. Группа туристов на УАЗе буханке даже предложила подвезти до Иовского плато. Отказался, в мои планы это не входило. Штабеля поваленного леса тянулись вплоть до того места, когда тайги не стало, особенно жалко кедр. Дорога уже довольно замусорена, пластиковые бутылки, пакеты и прочие приметы цивилизации. Вдоль дороги и на ней костровища, туристы активно используют ее для более легкого доступа в горы. Это конечно с одной стороны расширяет возможности туристов, которые идут в горы ненадолго, полюбоваться горами, пожарить шашлыки, покататься на лыжах, снегоходах, квадрациклах, джипах. Но все это не организованно, бесконтрольно и очень разрушительно для природы этих мест. Радуются дунитодобытчики и те, кому по легкому удается попасть в горы на джипах и других машинах повышенной проходимости.
Тем временем непогода разгулялась, ветер усилился, все также периодически налетал дождь. Навстречу попадались туристы, насквозь мокрые, говорили, что на подходах к Иовскому плато напрочь сдувает. Действительно, кое где уже на ветер можно было ложиться. Но горы все равно прекрасны, открывались отличные пейзажи, внизу ложились осенние туманы. Неприятное впечатление оставило то, что река Серебрянка теперь фактически начинается с дороги. В этом месте она расширена и пересекается со старой туристической тропой вдоль реки. Здесь теперь стоят машины, выгружаются туристы, ожидают, жгут костры. Наконец добрался до перевала между Серебрянкой и Трапецией. Перевал открывался брошенным ржавым кузовом от самосвала. Здесь действительно сдувало, и хлестал дождь. Решил заночевать. Спустился немного в долину реки Серебрянки, укрылся за каменным переломом. Тут дуло поменьше, поставил палатку, набрал воды из ближайшей лужи, поужинал и под свист ветра лег спать. Такое я могу себе позволить только после того, когда стал брать в поход газовую горелку, конечно есть опасность спалить палатку, но можно обогреться, даже обсушиться и приготовить пищу. Лёжа раздумывал, что когда- нибудь Природа, убедившись в нашей безнадёжности, сдует нас с планеты или разнесет её на куски, что было бы конечно печально. Но пришлось бы начать всё заново на новой планете, в более трудных условиях. К счастью, есть много людей, любящих Природу, стремящихся к Высшему, есть Руководители нашей Планеты, держащие Дозор. Может их совокупная мысль добра удержит бушующие Стихии и безумие людей, в своем эгоизме готовых сокрушить все на нашей Планете. С этими мыслями уснул.
Утром ветер дул ещё крепче, налетал туман, сыпал дождь. Решил двигаться дальше, несмотря ни на что. По дороге вокруг Трапеции делал 20-30 шагов, потом приходилось отворачиваться от ветра и отдыхать, дышать и идти было тяжело. Когда дорога пошла по перевалу к горе Южный Иов, ветер немного стих, идти стало легче. Периодически, оглядываясь назад, видел прекрасную панораму Серебрянского Хребта в клочьях тумана и лентой дороги по нему. Закономерна радость строителей, пробивших её ради денег. Но и печальны последствия, которые она несет нашим горам.
Обогнул Южный Иов и, уже в тумане вышел на Иовское плато, решил дойти до конца дороги. Вдоль дороги в горной тундре проложены глубокие канавы. Периодически встречаются съезды, на которых следы квадроциклов и внедорожников, хозяева которых резвятся на своих машинах, гоняя по тундре, кое-где уже образовались грязные колеи дорог. Это конец этого заповедного места. Печально. Вот и само месторождение. Обведено несколькими кругами глубоких траншей. Сток воды с него будет в истоки реки Северный Иов, которая в верховье своем изобилует красивыми водопадами, ваннами с водой. Сейчас струйки мазута стекают в нее с карьера. Больно душе, я знал это место другим.
К сожалению, человеку еще далеко до рачительного хозяина Планеты. От карьера отправился на ночевку в долину реки Конжаковки. Несколько раз в тумане преодолевал глубокие траншеи. Вышел на тропу марафона. Карьер с нее прекрасно виден и конечно является украшением ландшафта. Вдоль тропы тоже намусорено, перевал покрыт следами квадроциклов и даже мотоциклов. Спустился вниз, нашел красивую поляну среди кедров возле реки и заночевал. Кедры баюкали меня всю ночь, накрапывал дождь, Природа качала в своих объятьях.На следующий день решил подняться по тропе марафона, пофотографировать. Было пасмурно, но облачность была высокой. Поднялся. Наверху, кое-где лежал снег, камни были покрыты льдом, до вершины решил не подниматься, она была скрыта туманом. Еще раз сфотографировал карьер дунитов, который прекрасно виден с марафонской трассы. Сверху хорошо были видны дороги, проложенные внедорожниками к Иовскому провалу и по тундре к вершине горы Северный Иов. Хорошо был виден Серебрянский Хребет, и море облаков за горой Северный Иов, получились очень красивые фотографии.
Дальше я отправился осуществить свою давнюю мечту – дойти по хребту справа от реки Катышер до горы Гвардеец, которая гордо венчала его. Пошёл напрямую с марафонской трассы, периодически попадая в полосы тумана, дождя со снегом. Наконец открылся вид на хребет. Посредине был виден как бы замок, а за ним скала, удивительно похожая на гору Манарагу с Приполярного Урала, которую я знал по фотографиям. Пошел дальше, посетил этот замок – красивое место. Камни-башни, огораживают живописную поляну, полузамерзшие лужицы, красота. Маленькая Манарага приветливо маячила вдали.Обошёл её. Там оказались удивительно красивые уголки природы с маленькими озерцами воды. И, вот, наконец, Гвардеец передо мной. К нему вел пологий подъём с живописными, похожими на людей и животных, скалами-камнями. Пока шёл, Гвардеец полностью скрылся в тумане, но вершину я всё-таки нашёл. Компас там немного врал. Обратно шёл в тумане, надеясь, что не заблужусь. Решил спуститься к дороге, идущей вдоль Конжаковки через лес. Идти, конечно, было тяжело. Мокрые камни, покрытые мхом и лишайниками, сильно затрудняли спуск. Несколько раз останавливался отдыхать. Вздохнул спокойно, только когда зашагал по мягкому мху под сенью леса. Я ждал, когда появится дорога, и всё-таки вышел на неё неожиданно. В душе испытал облегчение. Ещё, видимо, не научился бесстрашно идти без дороги через лес, определять в нём своё местонахождение.
Добрался до своей кедровой поляны, посидел, пообщался с деревьями.На следующий день отправился домой. Как обычно, горы плакали, шёл проливной дождь, начал потихоньку промокать. Когда отдыхал возле мостика через реку Конжаковку, встретил двух мужчин – туристов, в плащах, шагавших в горы, они решили подняться насколько возможно. Дальше, уже на дороге увидел их машину – «Ниву» припаркованную на поляне. Пелена дождя покрывала все. По марафонской трассе вышел к Кытлымской дороге, стал ждать автобус. Мимо ехал в сторону Кытлыма Уазик, остановился, из него вышла женщина и сказала, что автобуса из Кытлыма не будет, он не смог проехать по размокшей, строящейся дороге. Я уже промок, надо было что-то делать. Идти ночевать на турбазу, ставить палатку где-то в лесу, или двигаться в сторону Карпинска, надеясь на попутку.
Пошел по дороге, стараясь согреться ходом. Сумел дозвониться домой, предупредить родных. Машин всё не было. Думал – вот дойду до базы на реке Серебрянке и там уж заночую. Но моё терпение было вознаграждено, внедорожник с офицерами из Кытлыма подобрал меня и довёз до Карпинска.
Доброжелательные ребята, приняли меня всего мокрого в машину, довезли. Большое им спасибо. Кто был в пути, меня поймёт, и те чувства, которые испытываешь к тем, кто протянул руку помощи в трудный момент.
Так закончился мой поход, и я благодарен Судьбе, проложившей этот путь.