Интервью (беседа) с А. Геличем.
Провела Коневских Л.А.
Путь очерчен. И петух в срок прокричал. И колокола. Это как раз о нашем времени, о нынешнем, о том, в которое мы уже вступили. Гора северной стеной повернута именно с Российской стороны, сама суровая и на ней как на гигантском экране, двухкилометровом, люди читают очень многие вещи. В течение суток, когда солнце движется с востока на запад, образы меняются и оживают на этой абсолютно ледяной стене. Нужна безграничная вера, сбросить шоры, закрыть ум. У нас была встреча с индийцами в долине, которые очень высокого уровня духовного. У них абсолютно другое мышление, они говорили, что все в нас абсолютно. Нужно только включить этот механизм. Первый шаг мы уже сделали: выходя на лоно природы, открываясь природе, мы чувствуем, что она отвечает тем же. Я только на Алтае понял, что значит живая природа. Там это просто ощущаешь: к той же березке, камню, животному. Я сейчас пишу немного по-другому( это работы 2007-2008гг.), хочется заглянуть за грань видимого. Благо, окружающее пространство предоставляет такие возможности.
Выступающая скала на ледяной стене Белухи, в центре, - странник. Выступающая скала, которая не засыпана снегом, не закрыта ледником, она очень большая. Она напоминает о Пути к вершине. Настолько все удивительно символично. Все готово – ты войди только с открытым сердцем и тебе все откроется. На самом деле, путь озарения – он самый верный, самый эффективный. Это накопление, накопление, а потом происходит взрыв, маленький взрыв. Он виден даже на физическом уровне – этот световой взрыв. Сейчас на Алтае представлены духовные движения всего мира.
Эта работа очень интересная. Отражение Белухи в виде храма.
- Похоже на храм Покрова на Нерли.
- Да, да, совершенно верно. Это мой любимый архитектурный памятник, символ, Покрова на Нерли. Первый поход, который оставил неизгладимые впечатления. Я писал все с натуры. Оставалась последняя картонка, все закончилось. Была великолепная погода, абсолютный штиль. Я пошел написать отражение Белухи в воде. Маленькое озерцо. Написал саму гору, только приступил к воде, и вдруг рябь мелькнула, изображение за доли секунды смазалось, исчезло, мелькнул на мгновение храм. Так родилась эта работа. Это было настолько мимолетно, настолько быстро, настолько стремительно. Говорят, что огненные искры очень кратковременны. Они мгновенны.
– То есть вы увидели истинное отражение?
- Я увидел это отражение. Символ храма – это символ соборности, собирания русского духа. Белуха магнитит людей со всей России, со всего мира. Люди по необъяснимым совершенно причинам притягиваются к этому месту. Значит, есть нечто невидимое, что воздействует на внутреннее состояние человека. Я думаю, что именно на сердце. Самую загадочную, самую необъяснимую ее часть. В маленьких домиках сердце России, дух этих маленьких домиков, он жив. Образ храма, покрывающего все село, всю деревню. Свет небесный соединяется со светом земным. Свет небесный наших маленьких домиков России с высшим нисходящим небесным светом.
- Скажите, туземные народы там остались?
- На Алтае широко представлена тюркская группа народов, очень большая, многочисленная в России: и казахи, и алтайцы, и тувинцы.
Вот Белуха с Уймонской долины, в которой я живу. Она длиной 50 км, шириной 20 км, между двумя хребтами. Удивительно, вот вы говорите, что Пермское море было. Там тоже море было, Цетрально-азиатское море. Сейчас установлена часовня, деревянная, практически у стены Белухи. Это образ путника, который проходит врата, первичные врата этого храма. И пламя куполов – это горение ввысь, поэтому золото куполов наших – это символ горения человеческого духа. Образ России для меня как раз в образе храма. Многие иностранцы признаются, что дух сохранился, это и ощущается, именно в России. Есть нечто, что в мире уже потеряно, и что сохранилось у нас еще в пространстве России. Поэтому это совсем другой континент.
Эта работа называется Звенигород. Звенигород – не город, а это на самом деле внутреннее духовное построение.
-Это новая работа?
-Да, это новая работа. Вот тоже маленький домик России, символ триединого храма, символ триединства России, укрывающийся в маленьких домиках. Свет небесный, струящийся с высот. Поэтому последние работы больше вертикального содержания.
Вот образ путника, странника. Плыть в своем челне значит надеяться на свои силы, испытать себя. Это категория ищущих людей, если мы хотим идти дальше, то конечно надо набраться мужества, надо набраться качеств путника. Представить себя странником по жизни. Мы будем шагать не одну жизнь.
Вот опять странник Белой горы. Купол – это символ единения, символ соборности. Как в храме люди сходятся для молитвы. Поэтому часто образ путника, образ странника. Образ каждого из нас, ищущих. Вдали сияющие вершины.
Вот это работа – Новая Россия. Россия – воительница, женщина. Но не с разящим мечом, а с мечом огненным, который в руках Богородицы. Внизу она держит кристалл, кристалл новой энергии эфира, двенадцатигранник. И конечно, лотос как символ расцвета.
Несущая огни. Это как вчера, мы несли огни, пространству, самое лучшее чувство восхищения. Это самое главное, для чего мы сюда собрались. Работа на заживление пространства. Потому что оно настолько изранено, поле России. За эти годы неверия.
Несущий(?) лампаду. Время собирать камни.
Опять образ храма – символ внутреннего поиска. Мы должны выстроить храм внутри себя.
Это все реальные картины. Это место перед третьими вратами. Настолько все символично. И река жизни, и потоки, и водопады. Это белый танец, нить жизни, или узел счастья, или нить счастья. Река Аккем, которая на самом деле, танцуя, рисует узел счастья. Потоки, которые струятся с Белой горы, с высших миров. Т.е. это образ высших миров. Мы должны научиться мыслить категориями высших миров. Категории высших миров спускаются к нам в триединых структурах.
Знамя мира, которое развевается сейчас над нашей поляной, - это символ новой эпохи. Это мощнейший символ. Можно сознательно работать с ним. Высшие миры говорят нам через триадные структуры. И они рассыпаны практически во всех сферах жизни. Сегодня мы можем их только применить в человеческих отношениях. Я это называю 3Д, новое прочтение знамени мира. Это дружелюбие, доброжелательность и доверие в кольце терпимости. В человеческих отношениях чудо может совершиться, или ключ к вратам в духовный мир только через триединство человеческих отношений, через великую терпимость. Если мы будем соблюдать эти три Д: доверие, добролюбие, доброжелательность. С этой работой связан интересный случай на выставке. Слепая девушка подошла и совершенно точно прочла этот образ. Она готовилась к операции в клинике Мулдашева.
Эта каменная избушка встречается на пути. Обычно здесь привал. Очень необычное состояние здесь, высота 2500 м. Здесь начинаются очень многие испытания для каждого, ловушки хитрые, интересные ждут каждого человека.
Цветы Алтая – следующий цикл. Цветов на высотах удивительно много, они очень жизнестойкие. Высоты очень суровые. В мгновение может выпасть снег, и цветы оказываются под толщей снега, но они не умирают. Снег тает, и цветы опять радуют глаз. Вот эти белые потоки, которые нисходят к нам уже в виде радужных потоков. Эти врата реальные, которые переходят во врата другие. Это символ. Мы должны каждую ступень проходить через семь врат. И мы пройдем!!! (аплодисменты)
...Цветущие. Климат меняется и очень стремительно. Поражает стремительность событий. Каждый год настолько не похож, каждый год проживаешь новую жизнь, которая начинается не с Нового года, а с 1-го сентября почему-то. У наших предков славян он и начинался в это время. Видимо, в глубинах человеческой памяти это сохранилось, и мы чувствуем эти ритмы. Они были правильными, они были согласованы с ритмами природы. Теперь самое главное – научиться жить в гармонии с природой. Великое счастье прикасаться к этой живой природе у нас, живущих в России. Особенно за Уралом. Бесконечные радуги, которые переходят в многослойные свечения. Есть очень крутые изгибы, более пологие и даже горизонтальные.
А вот мой старый домик, в котором я жил.
Вот еще один эпизод, когда меняется климат. В конце сентября вдруг зацветает шиповник. Невиданное явление, причем на высотах 2000 м. Это событие меня настолько поразило, что пришлось его увековечить.
Ну, вот собственно говоря, это долг художника. На каком-то этапе частично удалось его выполнить. Воспеть ту красоту, которая окружает.
Еще картины Аф.Гелича на нашем сайте
и
фильм по его картинам (работы до 2006 г)