Райшев Геннадий Степанович

Биография Г.С.Райшева

Член-корреспондент Российской академии художеств (2007), заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа (с 1996), заслуженный художник России (с 2006). Почётный академик Академии искусств и художественных ремёсел им. Демидовых (1998).Удостоен премии «Звезда утренней зари» депутатской Ассамблеи народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (1993). Награжден Золотой медалью (2005) и орденом «За служение искусству» (2011), медалью «Шувалов» (2014) Российской академии художеств, Золотой медалью «Духовность. Традиции. Мастерство» (2014) Союза художников России. Почётный гражданин города Карпинска (1997), почетный гражданин Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (2004).

1933
Родился 1 ноября (по паспортным данным 18 ноября 1934) в деревне Сивохребт Самаровского района Остяко-Вогульского национального, ныне Ханты-Мансийского автономного округа, в местах слияния рек Салым и Обь. Отец – Райшев Степан Миронович, охотник и рыбак ханты, родом из д. Алымка Уватского района; мать – Конева Евгения Федоровна, сибирская чалдонка. Большой вклад в воспитание внесла бабушка по материнской линии Афанасия Михайловна.

1937–1938
В октябре 1937 репрессирован отец, расстрелян в марте 1938 в Ханты-Мансийске.

1940
Поступает в начальную школу. После окончания четвертого класса вынужден прервать учебу из-за отсутствия в селении средней школы и помогать семье охотничьим промыслом.

1948
Семья выходит из колхоза и переезжает в юрты Лемпино, чтобы иметь возможность дальнейшего обучения детей. В начале 1948 года возобновляет обучение в школе.

1948–1954
С сентября 1948 продолжает обучение в Сургутской средней школе, живет в интернате. Большое влияние на формирование мировоззрения Райшева и его соучеников оказал учитель физики Аркадий Степанович Знаменский, продолжатель известной династии сибирских просветителей Знаменских – человек высокой духовности, энциклопедических знаний, неординарного мышления. Его дневниковые записи опубликованы в книге: Знаменский М.С. Летающие мысли / Сост., вступ, ст. В.К. Белобородова. Иллюстрации Г.С. Райшева. Шадринск, 1994.
В интернате занимается рисованием, школьным учителем рисования был Александр Павлович Тимофеев. Он ввел Геннадия в среду живописцев-самоучек К. Панкина и М. Галахова.

1954–1959
Обучение в Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена на филологическом факультете по специальности «русский язык и литература». Там же окончил факультативные курсы по рисованию (руководитель Галина Глинская) и занимался в изостудии института, руководимой графиком В.П.Ефимовым. В эти же годы посещал натурные классы Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, мастерскую Б. Иогансона, в которой обучались А. Бельды, М. Аветисян, О. Шруб; изучал собрания Эрмитажа и Русского музея. Сокурсником по институту был манси Юван Шесталов, впоследствие Г.С. Райшев создаст циклы иллюстраций к его литературным произведениям.

1959
С супругой, сокурсницей Галиной Алексеевной Райшевой едут в Сургут Тюменской области. Работают в школе, где ранее учился Г.С. Райшев (он учителем рисования). В декабре 1959 родился сын Аркадий.

1962
Семья переезжает в г. Карпинск Свердловской области. Г.С. Райшев устраивается работать оформителем в кинотеатр «Урал», в свободное время работает творчески. Общается с карпинским графиком Л.П. Вейбертом, осваивает технику линогравюры.

1965
Совершает поездки в родные сибирские места: Чеускино, Сивохребт, Ханты-Мансийск, Сургут. Много пишет с натуры.

1966–1968
Проходит обучение в Московском заочном народном университете искусств под руководством Ю.Г. Аксенова.

1967
Поездка в Сивохребт и Ханты-Мансийск. По итогам поездки в Сивохребт созданы живописные произведения, которые станут основой последующего творчества («Вид на деревню Сивохребт», «Сон Власа в конюшне», «Зов природы», «Таловая роща», «Глухари» – 1967; «Дуги», «Мужики в бане» – 1968.
С 1967 года участвует в областных и городских художественных выставках Свердловского Союза художников.

1968
Работает в Доме творчества «Челюскинская» в технике авторской печати: линогравюра, офорт, монотипия (руководитель группы А.П. Балашенко).

1969
Поездка в п. Варьеган, река Аган. По впечатлениям от поездки создана картина «Сломанные нарты» и др.

1974
Принят в Союз художников СССР.

1977
Создает эскизы и выполняет по ним мозаики фасада и оформление интерьера Дворца культуры «Октябрь» в Ханты-Мансийске.

1982
Участвует в экспедиции Ханты-Мансийского окружного Дома народного творчества, организованной Е.Д. Айпиным, по реке Юган (п. Угут, летние стоянки юганских ханты).Поездка послужила основой создания большого юганского цикла работ разных лет.

1988
Первая масштабная персональная выставка живописи и графики (Свердловский музей изобразительных искусств, Тюменский музей изобразительных искусств), принесшая художнику широкую известность. На базе выставки в Свердловском музее осуществлена специализированная съемка для альбома «Геннадий Райшев. Хантыйские легенды», изданного в 1971. Программные работы закуплены, а так же переданы в дар в Свердловский и Тюменский музеи, позже в Тобольский музей.
После проведения выставки в Тюменском музее составлено обращение в адрес секретаря Ханты-Мансийского окружного отдела партии В.А. Чурилова об открытии в Ханты-Мансийске, на родине художника, мастерской Г.С. Райшева, подписанное художественной общественностью Тюмени. В.А. Чурилов, посетивший выставку, поддержал эту инициативу.

1989
Участие во Второй республиканской выставке «Художники автономных республик, областей и национальных округов РСФСР» (персональный раздел в экспозиции Ханты-Мансийского автономного округа). Москва, Манеж.

1991
Выставки живописи в Венгрии: в Галерее современного искусства Музея имени короля Иштвана (Секешфехервар); в Доме советской культуры и науки (Будапешт). Поездка на открытие выставок.

1992
Выставка в Венгерском культурном центре (Москва).

1995
Выдвинут на соискание Государственной премии России в области литературы и искусства. Участие в выставке произведений соискателей (Государственная Третьяковская галерея, Москва).
1994, 1996 - вторая значимая персональная выставка живописи (ранняя живопись, произведения 1990-х) в Свердловском и Тюменском музеях изобразительных искусств. На базе выставки в Тюмени осуществлена съемка для альбома «Геннадий Райшев», изданного в 1998 году.
Учреждена и открыта «Мастерская художника Г.С. Райшева», филиал Ханты-Мансийского краеведческого музея с постоянной экспозицией произведений.

1999
Выставка живописи в редакции журнала «Наше наследие» (Москва), презентация альбома «Геннадий Райшев», изданного на базе журнала.
Поездка в Финляндию с выставкой живописи 60–90-х годов в Художественном музее города Йоэнсуу.
Конференция «Грани творчества», посвященная 65-летию Г.С. Райшева (Ханты-Мансийск, 17–18 ноября). Издан сборник статей.

2001
Филиал окружного Государственного музея Природы и Человека «Мастерская художника Г.С. Райшева» преобразован в самостоятельное «Учреждение культуры ХМАО «Галерея-мастерская художника Г.С. Райшева».

2002
Выставка "Человек. Земля. Космос" в Галерее-мастерской художника Г.С. Райшева.

2003
Выполняет эскиз мозаики для фасада строящегося здания Галереи-мастерской художника Г.С. Райшева (картон с проработкой в 1/10 величины).
Издан альбом «Геннадий Райшев: Графика», автор-сост. Г.В. Голынец (Екатеринбург, «Издательский дом «Пакрус»).
Участие (персональная экспозиция) в выставке «Земля Тюменская», посвященной 60-летию Тюменской области (Государственный Исторический музей, Москва). 25 работ, живопись.

2005
Ретроспективная выставка «Графика. Книжная иллюстрация» (Тюменский музей изобразительных искусств).

2007
Выставка «Земля. Люди. Художник». Живопись. В рамках всероссийского праздника к юбилейным Дням славянской культуры и письменности в Ханты-Мансийске.
Выставка «Природа и символы» в рамках Международного фестиваля «Большая вода». Живопись. (Ханты-Мансийск).
Участие в выставочном проекте «Шар в искусстве, архитектуре и жизни». Автор и руководитель проекта Михаил Шемякин (Ханты-Мансийск, Югра-Экспо). Посещение М. Шемякиным мастерской Г.С. Райшева.

2008
Участие в выставке «Сибирский миф. Голоса территорий: Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство художников Сибири ХХ–ХХI веков» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).

2009
Конференция «Личность и художественный процесс» к 75-летию Г.С. Райшева (Ханты-Мансийск). По материалам конференции издан сборник.

2010
Транспортировка собрания художника (живопись, графика документальный фонд, атрибуты мастерской) из мастерской в Карпинске в новое здание галереи-мастерской. Передача в дар в фонды галереи-мастерской произведений живописи, графики, предметов мемориального фонда. «Выставка-акция дарения» (Ханты-Мансийск, Галерея-мастерская художника Г.С. Райшева).
В 2010 году перевезены в галерею-мастерскую живописные работы из Тюменского музея изобразительных искусств, хранившихся там со времени выставки 1996 года.

2011
Галерея-мастерская художника Г.С. Райшева входит на правах филиала в состав вновь созданного Бюджетного учреждения ХМАО-Югры «Государственный художественный музей».
Открытие нового здания галереи-мастерской, выстроенного по специальному проекту под руководством Народного художника России С.В. Горяева.
Презентация ретроспективного цикла постоянных экспозиций «Пространство – Время», приуроченная к открытию нового здания и 15-летию Галереи-мастерской (октябрь).
В дар Галерее-мастерской переданы более 198 авторских произведений живописи и графики.

2012
Поездка в Санкт-Петербург на презентацию выставки «Геннадий Райшев: Музыкальное приношение» (графика, живопись) в Концертном зале Государственного Мариинского театра в рамках проекта «Год Мариинского театра в Югре». В презентации принимал участие В.А. Гергиев, по инициативе которого состоялась выставка, а также художественная общественность Санкт-Петербурга (октябрь).

2013
Первые выставки долгосрочного выставочного проекта Галереи-мастерской «Диалоги с Райшевым»: «Берега. Алексей Бачурин»; «Сибирские бывальщины. Михаил Захаров».

2014
Конференция «Творчество Г.С. Райшева в контексте современной культуры» к 50-летию творческой деятельности Г.С. Райшева.
Издан ретроспективный альбом "Геннадий Райшев. Живопись. 1960-е - 2010 -е годы". Автор-сост. Н.Н. Федорова. (Екатеринбург, Издательство Баско).
Выставка «Графика. 1960-е – 1980-е» в штаб-квартире ЮНЕСКО (Париж) в рамках презентации Ханты-Мансийского округа в ЮНЕСКО.

2015
Издан сборник материалов конференции «Творчество Г.С. Райшева в контексте современной культуры».

2016
Международный арт-пленэр - творческая школа-лаборатория художника Г.С. Райшева. 8-14 августа, г. Ханты-Мансийск, Галерея-мастерская Г.С. Райшева.

2017
Присвоено имя Г.С. Райшева Салымской детской школе искусств.

Источник: https://depcultura.admhmao.ru/yubiley-yugorskogo-khudozhnika-g-s-raysheva/1390845/biografiya-raysheva-gennadiya-stepanovicha


"ГОРИЗОНТЫ ПРОСТРАНСТВ ГЕННАДИЯ РАЙШЕВА"

3

3
Мир Райшева, созидаемый художником вот уже более пяти десятилетий, обладает особым, ему только присущим ощущением пространства, вмещающего глубоко личностное, укорененное в собственной культурно-генетической почве, и вместе с тем всеобъемлющее начало. Это свойство больших Художников - Творцов. Выражая «гений места», они заново открывают мир, создавая новый художественный язык и соотнося часть и целое большого космоса бытия. Из множества художников Райшев выбирал для диалога именно подобный тип творца: Сезанна, Ван Гога, Врубеля, Чюрлениса, Кандинского, но также и «народных» Венецианова, Федотова и, конечно, Панкова, своего земляка.

«Очень важно иметь свое место, с которого можно обозревать землю и иметь связь с космосом»[1], - эту мысль художник неоднократно высказывал и претворял на разных этапах творчества, последовательно созидая художественную картину мира.

3 2006

3 2006
Геннадий Степанович Райшев глубокими корнями связан с Сибирью. Он родился в Ханты-Мансийском районе в селении Сивохребт, на берегу реки Салым в местах впадения ее в междуречье Большой и Малой Оби. Навсегда запечатлеются в детской памяти «бесконечной широты пространства» воды, неба, начинающегося за селением поля, бора, наполненные жизнью природы и связанных с ней людей. В этих местах издавна жили охотники и рыбаки ханты. Райшевы, иртышские ханты, и русские старожилы Коневы переселились сюда во времена гражданской войны. Эти два сибирских рода соединились в судьбе художника.

5 2008

5 2008
«Отец Райшев Степан Миронович, обрусевший хант родом с Иртыша, был разносторонне одаренным человеком: удачливым охотником, играл на гармошке, рисовал, писал стихи, мыслил самостоятельно. Мать – Евгения Федоровна Конева, русская, с Оби»[2]. В своей автобиографии Геннадий Степанович упоминает об испытаниях своего времени, которые рано пришлось познать: утрата отца, репрессированного в 1937 и вскоре расстрелянного; в годы войны Геннадий вынужденно прерывает обучение после начальной школы, занимаясь охотничьим промыслом; трудное выживание семьи «врага народа» в колхозе, где все облагалось налогами. Талантливой сказительницей и мудрым человеком была бабушка по материнской линии Афанасея Михайловна, воспитавшая Геннадия и первая определившая: «Геша будет художником».

4062 html m554185bd

4062 html m554185bd
В послевоенном отрочестве будущий художник получит и духовное «крещение» - в Сургутской школе-интернате его учителем физики был Аркадий Степанович Знаменский, продолжатель династии известных сибирских просветителей Знаменских. Человек высокой духовности, неординарного мышления, энциклопедических знаний, он стремился привить своим воспитанникам способность мыслить и воспринимать мир широко и объемно, многим дал основу для дальнейшего развития и пример духовной стойкости. «Мы часто говорили с учителем о философии, изобразительности, музыке. Он хотел нащупать ту грань, где они соединяются, и понять, в чем их связь. Мог ли я подумать, что буду осуществлять намеченное им в своих работах? В изобразительном искусстве можно копировать то, что видишь, а можно перейти границы подражательности и стать… композитором. Именно так! Потому что музыка и рисунок объединены ритмическим началом, и подобны в этом реке, течение которой уже есть ритм. Сравнение с рекой не случайно: всё зарождается от созерцания природы и размышлений над её явлениями. Это моя философия, но базируется она на том, что когда-то я получил от Аркадия Степановича»[3].

724897

724897
В автобиографической ранней картине «Возвращение» (1974) человек в хантыйской лодке-долбенке погружен в стихию воды и бликующего света. Идея слитности человека и природы в ее первоначальном проявлении – водном пространстве - выражена здесь образно-метафорически, но вместе с тем структурно. «Я увидел в самой природе эту связь волны, блеска волны, весла, лодки – все это один и тот же модуль. Эти музыкальные ритмы – как ноты, ими можно пользоваться, разрабатывая большие, серьезные, сложные композиции». А далее вспоминаются композиции, которые в 70-е годы стали откровением – серия линогравюр «Мужички Салымские», «Путешествие к священному острову», «Моя земля». Модулем» волны сотворяется изобразительная ткань, ритмика предметных форм, «музыкальное живое ощущение пространства». Художник структурирует мир, видит его во взаимосвязях, сотканным из первооснов, создавая изобразительную систему, которую мыслит как «параллельную природе». «Это напоминает купание в чистой воде, глоток свежего воздуха», - так скажет однажды о работах Райшева хантыйский писатель Еремей Айпин, сборник рассказов которого «Я слушаю Землю» иллюстрировал художник.

2128155 original

2128155 original
Райшев обретал свой художественный язык, обратившись к первоосновам бытия и искусства. «Меня не удовлетворяет узнавание только для глаза, более интересует момент жизни не глазной, а внутренней - здесь образ концентрированный, емкий. Отбрасывая многое внешнее, найдешь малое, и в нем истину». Этот метод в равной степени близок как народному искусству, в основе которого синтезированные образы, так и современному искусству. На таком синтезе, соотнесенном с обращением к Природе, формировалась художественная система Райшева.

80302074

80302074
Но прежде был путь, который проходят все художники – от натурного рисунка и живописи к изучению разных художественных систем. Рисовал Райшев с детства, в школьные годы уже слыл художником, но обучался на филологическом факультете Ленинградского педагогического института им. Герцена, который закончил в 1959 году. В институте параллельно обучался на вечернем художественно-графическом отделении, а также в студии под руководством графика В. Ефимова. Главной учебой художник считает изучение собраний Русского музея и Эрмитажа, включая выставки новейшего искусства, которые впервые открывали тогда живопись импрессионистов, а также Сезанна, Матисса, Ван Гога, Гогена, Пикассо. Благодаря художнику А. Бельды посещал мастерские Академии художеств, где познакомился с М. Аветисяном, О. Шрубом. На северном отделении института соучениками Райшева были известные в последствие писатели Юван Шесталов, Владимир Санги, Андрей Тарханов и другие.

90528707

90528707
Уже в 1969 году художник иллюстрирует книгу стихов Шесталова «Языческая поэма», ставшую заметным событием того времени. В это же время Райшев впервые знакомится с творчеством Константина Панкова и других художников-северян 1930-х годов, положивших начало «северного изобразительного стиля» в стенах Института народов Севера (Ленинград). После окончания института и непродолжительной работы в Сургуте в качестве учителя рисования художник с семьей переезжает в г. Карпинск Свердловской области, где живет до переезда в 1998 году в Ханты-Мансийск.

99991191 5146949 pwppisgldrysvbem 199

99991191 5146949 pwppisgldrysvbem 199
Мир, который предстояло освоить Райшеву, оказался соотнесенным не только с современным состоянием художественного процесса. Он уходил в далекое прошлое культуры и верований его народа, был связан с собственным восприятием природы и пространства и, таким образом, ощущался им по - особому. Начиная с 1970-х - 80-х годов Г.С. Райшев вводит географический и связанный с ним культурный ландшафт Севера Западной Сибири как цельное самобытное явление на «карту» российского изобразительного искусства.

Геннадий Райшев. В поисках Первоземли

Геннадий Райшев. В поисках Первоземли
Многие композиции представляют разные способы моделированного пространства, первоосновой которого является все же «речное». «Я человек, родившийся в большом пространстве. И очень много думал, как сделать его в картине. У меня появились мысли, что пространство – это много раз до горизонта. Вот первый горизонт в картине, потом едешь как бы по второму горизонту, потом к третьему… И таким образом возникает картина из многих пространств-картин, она движется как бы снизу вверх – я еду, я двигаюсь».

Последовательно «обживается» жизненное пространство: речное перетекает в небесное, сменяется лесным. Появляется своего рода жанр «путешествия» – человека, или птицы, или некоего мифического существа над лесом, о котором слышал в детстве. Серии работ рубежа 70-х – 80-х годов составляют ритмически связанные природные ландшафты, в которых природа наполняется поразительным богатством цветов и ритмов. Автор признается, что ландшафтные серии картин писал на основе памяти детства: «Солнечный мальчик», «Дятел над бором», «Вечерний луч», «Над лесом идущий» - (1978). Панорамные композиции сменяются «крупными планами». В природной стихии рождаются неожиданные образы-олицетворения этого пространства: девушки-черемухи, женщины-морошки, травяные мужики, бабы, утки, хозяйка леса, хозяйка реки… Эти фольклорные образы удивительно схожи с реально живущими обитателями изображаемых мест. "Да, эти образы по природе своей фольклорны, укоренены в коллективном сознании (вне зависимости от того, заимствовал ли их художник, или создал сам, пользуясь сходным способом мифологического мышления). Способность же органично и эмоционально - не внешним образом - переводить это мифологическое сознание на язык современного, остро индивидуализированного творчества дана немногим", - пишет Ю.Я. Герчук, известный художественный критик[4].

Dd3wb3aV4AAVP9u

Dd3wb3aV4AAVP9u
В целом мир, который разворачивается перед нами – своего рода обживание пространства способами изобразительного искусства: «Я постигаю природу. Перевожу ее на язык графики, живописи – ритма, цвета". Изобразительные средства столь же не похожи на привычные уже зрителю, как и сами образы, феноменальные по своей первозданности, жизненной полноте, «где все взаимопроникает и взаимовозбуждает». Ассоциации и чувствования художника, окрашенные детскими впечатлениями «первовидения», обращением к «древнему чистому восприятию», связанному с генетической памятью человека, находят переложение на столь же «первичный», найденный автором изобразительный язык. Не только мир, изображаемый Райшевым, представляются феноменальным, но и сам метод, который можно было бы назвать, обращаясь к языку философии, феноменологическим.

EBikKvqW4AApgn4.jpg large

EBikKvqW4AApgn4.jpg large
Трудно найти аналогии подобной изобразительности, и лишь творения северян 30-х годов, в особенности Константина Панкова могут сравниться с топографическими ландшафтными композициями Райшева, с чувством ритма, объемлющего макро и микрокосм природы, с многообразием фактур природного мира. Образное пространственное мышление охотников-северян, связанное с ощущением слияния с природой и дающее «большие дыхание жизни», как отметил в свое время Н. Пунин, получило современное развитие у Райшева.

ra4

ra4
В созидаемом художником мире параллельно сосуществуют, нередко пересекаясь, разные временные измерения. Можно определить их как природно-мифологическое, историческое, время жизни человека и планетарное, космическое; каждому художник находит свои изобразительные формы. Историческое время выступает как бытие этносов, в сибирском варианте рассматриваемых Райшевым в двух вариантах – хантыйском обско-угорском и русском славянском. Их типологическая разность на контрасте и взаимодополняемости дает модель пространственно-временных связей человека и природной среды, культурно-стилевые особенности, а в целом – гармонию как многообразие - в этом проявляется один из главных принципов творчества художника. Соединяющим началом является общее природное пространство.

raishev 5

raishev 5
У Райшева свое понимание культурной памяти, он считает причастным к ней художника, который «возвращает забытое, возрождает через генетический код его же (народа – Н.Ф.) собственные устремления в течение многих и многих веков, тысячелетий. Народом я называю не только живущих ныне, но и тех, кто жил до...»[5]. Такое предстояние народа на первоначальном холме Земли, омываемом водами, рождается в эпической «Югорской легенде» (1986). В архаически-знаковых силуэтах людей, выстроенных на береговом срезе ярусами, узнаются характерные реальные персонажи, представляющие этнические обско-угорские типы, их одежды, особенную пластику поз и движений. Легенду о древних временах большого потопа художник слышал изустно, и люди, изображенные на берегу - знаемые художником. «Меня интересует характер людей, предметов, их предстояние, их суть, их длительность во времени и свобода в пространстве. Беру одного, или двух, или десяток, и нарождается народ».

Далее - картины из Карпинского краеведческого музея

описание - под картиной

описание - под картиной

Левая верхняя - Время и дорога
Правая верхняя - Время и горы

Внизу триптих "Космос. Время. Судьба человека"
Левая - "Возвышение". Центральная - "Страдание". Правая - "Падение".

Связующим звеном в монументальных циклах 80-х – 90-х годов выступает Время, все объединяющее в потоке жизни. Принцип изображения «от знака до живого», имеющий связи с живой традицией культовой скульптуры, орнамента и в целом выражающий идею «живой архаики» становится ключевым в творчестве Райшева. Через знаковость формы и цвета запечатлевается большая протяженность пространства и времени в последующих картинных композициях «На семи холмах» (ил. 8), «Изначальное», «Под лучами Нуми-Торума и пр. Найденный изобразительный метод имеет большой диапазон возможностей, которые художник многообразно разрабатывает, создавая собственный пластический язык, не имеющий отношения к стилизации и трудно поддающийся подражанию.

Зимние забавы
Зимние забавы
Влас на коне
Влас на коне
Поющий кедр
Поющий кедр

Райшев свободен и изобретателен в выборе средств и также свободно «путешествует» во времени, как в пространстве. Эпическое время обращено к нам образами хантыйских богатырей, выполненных в монументальных формах, идущих от культовых скульптур. Эти образы нередко имеют конкретно-географическое воплощение и живые этнические прототипы («Казымский богатырь», «Салымский богатырь»). Иной, экспрессиво-ритмический строй в сюжетах «сражений», в «Камлании древних угров», воссоздающем «колесницу времени» в вибрирующих слоях света. Более отдалены, условно растворены в природе образы мифов, которыми «дышит» югорская земля, и художник находит этому адекватное выражение (серия «Древняя Югра» 1999 и др.).

Работа. Страда
Работа. Страда
На рыбалке
На рыбалке
Мост через реку
Мост через реку

Русский цикл более «приближен» во времени и также имеет свою природно-фольклорную основу. Здесь есть обращение к мифологическому началу, выход на песенную драматургию, на память детства и предметный мир традиционного быта – все это дает очень широкий спектр пространственно-временных связей, жанрового многообразия, поисков новых средств. В целых сериях работ явственно проступает конкретное историческое время предвоенных и военных лет, связанных с детством художника, имеющее, впрочем, выходы на архетипические образы и вместе с тем на современные впечатления автора, его размышления, порой приближающие сюжеты к жанру притчи. Причудливо соединяется реальное и фантазийно-фольклорное в «сибирских бывальщинах», слышанных в детстве. Этот источник творчества воссоздан в сериях разных лет, а также в литературной форме – рассказах, опубликованных с иллюстрациями автора.

Знаковый цикл «Российские песни» 90-х годов, получивший множество воплощений, связан с песенно-музыкальной драматургией: «Вся наша жизнь каким-то образом концентрируется и выливается именно в мелодии, в песне. И начинается движение, жизнь, ритм, цвет <…> В русской песне существует высочайший и беспредельный полет в ту свободу, к которой вечно стремится человек». Дерево, соединяющее землю и небо, сюжетный мотив дороги, поля – архетипические «песенные» образы этого цикла. В монументальной «Российской песне» 1992 года выведена целая панорама народных образов-типов в разном временном, включая «предковое», состоянии. Как и в «Югорской легенде», это временное состояние прослеживается в горизонталях-ярусах, которые объединены в композиции предстояния песенным ритмом, переходящим по замыслу автора в «симфоническое» звучание.

Туман над лесом

Туман над лесом

Поразительна многослойность содержания в работах мастера и в целом в воссоздаваемой им картине мира. В его «песнях», легендах, мифопоэтических, космологических, притчевых образах, в образах природы и человека все взаимосвязывается, взаимопроникает, создавая целостное художественное пространство. Весь этот космос жизни выстроен художником и окрашен его чувствами, переживаниями, мыслями – прожит им. И само «проживание» каждого сюжетного мотива на холсте - акт величайшего творчества. Создавая полифоническую модель мира, Райшев обращается к разным изобразительным возможностям, считая, что «нужно свободно мыслить средствами». На основе постоянного синтеза он приходит к полистилизму, полифоническому авторскому стилю, в целом характерному для художников - создателей «личных стилей» искусства новейшего времени.

Морошка. Жизнь

Морошка. Жизнь
Всецело объединяющим в мире художника выступает музыка – универсальное проявление гармонии. Звуками природы наполнены ранние работы (многочисленные варианты мотива «трель дятла», полиптих «Звуки моего бора» - диалог с Чюрленисом); композиции 2000-х годов – импровизации «музыки пространств», в т.ч. соотносительно с гармонией Баха, Моцарта, Бетховена, Кандинского. В недавно написанном трехчастном монументальном полиптихе «Музыкальная интерпретация средствами живописи. Детство. Зрелость». Мудрость» осознается жизнь человека. И в целом, музыкально-ритмическое начало лежит в основе пространственных построений, от малых до монументальных форм, включая мозаичные панно.

Болотная трава

Болотная трава
Не случаен и последователен, начиная с ранних работ, выход Райшева на проблематику человек-земля-космос. Многие серии 2000-х годов объединены космологическими мотивами и вместе с тем обращением к «земной» натуре с собственным отношением к жанрам пейзажа, портрета, натюрморта. «Предметом» изображения все более многогранно выступает планета Земля. Редкостное соединение земного и вселенского наблюдаем мы у Райшева: космической энергией пронизано все земное, а изображая космос, он «вселяется» в него, наполняя новым смыслом слово Вселенная. Теплая материя живой планеты, ее предметная среда особенно остро ощущаются в пространстве большого космоса.

Опыт созидания Геннадием Райшевым художественной картины мира уникален и выходит за пределы задач каких-либо «направлений», он глубоко индивидуален и вместе с тем созвучен проблематике современной гуманитарной мысли. В соединении природного и мифологического, этнического и общечеловеческого, земного и вселенского, в их взаимосвязях Художник последовательно воплощает многомерную и целостную картину бытия.

 

***

Долгое время Г.С. Райшев не был известен зрителю: новаторские поиски не вписывались в рамки официального искусства. Лишь в конце 80-х – 90-х годах в Екатеринбурге, Тюмени, Ханты-Мансийске, Москве, Будапеште, Йоэнсуу (Финляндия) и других городах прошли масштабные выставки, принесшие известность автору. Признанием заслуг и востребованностью творчества Мастера стало открытие в 1996 году по инициативе общественности в Ханты-Мансийске «Мастерской художника Г.С. Райшева», которая переросла в «Галерею-мастерскую художника Г.С. Райшева».

Сегодня Галерея-мастерская художника Г.С. Райшева, филиал Государственного художественного музея – многопрофильный художественный и исследовательский центр, который соединил в себе и мастерскую художника, и галерею, представляющую все многообразие проявлений его самобытного стиля, и центр изучения творческого наследия мастера, которое продолжает активно пополняться. Здесь создаются новые живописные и графические работы, книжные иллюстрации, с участием Геннадия Райшева формируются экспозиции выставок, проходят научно-практические конференции, встречи и вечера.

Цветёт иван-чай

Цветёт иван-чай
В Галерее формируется самое крупное собрание Мастера. Более двух тысяч произведений входит в состав музейного фонда, значительная часть его принесена автором в дар. Собрание включает станковую и монументальную живопись, графику и гравюру - станковую и книжную различных техник, скульптурно-декоративные композиции, мемориальный фонд. В музейную коллекцию вошли и работы ранних периодов, привезенные из мастерской в Карпинске (ныне не существующей), из Екатеринбурга и Тюмени, где они длительно хранились после выставок. .

Кроме музейного собрания в Галерее хранится несколько тысяч авторских произведений, созданных за последнее десятилетие, которые постоянно востребованы на выставках. В 2016 году родился ставший ежегодным крупный выставочный проект «Геннадий Райшев: Выставки-дарения», связанный с благотворительной деятельностью художника и пополнением музейного фонда.

Целостную картину мира, создаваемую художником, призвана отразить экспозиция «Человек. Природа. Космос» в специально выстроенном эксклюзивном здании Галереи-мастерской под руководством Народного художника России С.В. Горяева. Необычный архитектурно-пластический облик здания вдохновлен творчеством Райшева, а фасад венчает мозаичное панно "Пространство Сибири", в котором реализовался дар Райшева-монументалиста. Музей-мастерская является одним из самых заметных архитектурно-художественных объектов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В новом здании Галереи-мастерской получил развитие выставочный проект «Геннадий Райшев: Диалоги». Он призван показать многогранность творчества мастера, открытого диалогу культур, диалогу искусств. Диалогом искусств стали первые значимые выставки проекта: «Музыкальное приношение» - диалог музыки и изобразительного искусства (экспонировалась в Мариинском театре в 2012 году по приглашению маэстро Гергиева); выставка-презентация графики по мотивам героического эпоса манси «Песня святых покровителей» – синтез слова и изображения и др. Ранее в рамках проекта экспонировались выставки графики по мотивам литературной классики: «Одиссеи» Гомера, финского эпоса «Калевала», произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя и др. В проекте «Диалоги с Райшевым» ежегодно участвуют современные художники, творчество которых созвучно Райшеву.

На рыбалке

На рыбалке
Райшев относится к категории художников-новаторов. Постоянно и интенсивно, без скидок на возраст, он работает в поисках нового художественного синтеза. Его выставки всегда неожиданны, востребованы разными категориями зрителей – новации всегда соотнесены с живым состоянием природы и человека. Являясь одним из ведущих мастеров урало-сибирского региона, Г.С. Райшев представляет сибирское искусство на выставках самых различных рангов. Выставка графических произведений «Югорская легенда» стала одной из ярких площадок в рамках презентации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в штаб-квартире ЮНЕСКО (Париж, Франция. 2014). В 2017 году, к 260-летию Российской академии художеств, Райшев представлял Уральский регион на юбилейной выставке Российской академии художеств (Москва), а также на выставке, посвященной 30-летию регионального отделения РАХ «Урал, Сибирь и Дальний Восток» (Красноярск).

Значительна роль и авторитет Геннадия Степановича в художественной жизни Ханты-Мансийского округа, становлении местного Союза художников. Райшев традиционно является художественным руководителем, членом жюри Всероссийского пленэра «Югорская академичка», организуемого Государственным художественным музеем Югры. Художественные образы произведений Райшева, его стилистика легли в основу спектаклей Театра обско-угорских народов и в целом имеют влияние на развитие художественной жизни региона; используются также в эмблематике государственных и общественных организаций.

Геннадий Райшев – известный в России и за рубежом, особенно в финно-угорском мире, художник. Во многих музеях хранятся коллекции его произведений, изданы альбомы, книги с иллюстрациями литературной классики, созданы телевизионные фильмы. Творчество художника глубоко самобытно и масштабно. Он использует многообразие изобразительных средств – от сибирской архаики до современного постмодерна, являясь одним из ярких выразителей искусства ХХ-ХХI вв. Широко известны публикации текстов Г.С. Райшева, в которых художник обосновывает собственный творческий метод, а в комментариях к циклам работ выступает как глубокий исследователь творческого процесса. Наследие Райшева привлекает внимание многих специалистов, на базе итоговых выставок проводятся научные конференции, круглые столы, изданы учебные пособия с произведениями автора.

Неизмерим художественный и гуманистический вклад Г.С. Райшева в формирование современного искусства народа ханты и в целом финно-угорского этноса, в русское сибирское искусство. Но вместе с тем он обогатил и новейшее искусство, расширив его культурно-географические границы, внеся новые образы, пространственно-временные измерения. В период кризиса искусства художник, прошедший не одно испытание временем, вновь утверждает гуманистическую модель мира, способствуя диалогу культур в сибирском, российском и общечеловеческом пространстве.

Н.Н. Федорова,

зав. научным отделом Галереи-мастерской художника Г.С. Райшева,
филиала БУ ХМАО-Югры "Государственный художественный музей"

Источник: https://depcultura.admhmao.ru/konkursy-i-festivali/meropriyatiya/prazdnichnye-meropriyatiya/2019/yubiley-yugorskogo-khudozhnika-g-s-raysheva/2565538/statya-gorizonty-prostranstv-gennadiya-raysheva


"ВОЙНА ИЗДАЛЕКА"

Геннадий Райшев. Пароход "Пономарёв"

Геннадий Райшев. Пароход "Пономарёв"
Программный сюжетный мотив о войне связан с монументальной композицией «Пароход Пономарев», в разном прочтении, начиная с 1970-х годов. «…Пароход, увозящий людей на войну. Из нашего селения увозили на промысловом катере, который для меня, ребенка, запомнился огромным. Его заполнили полностью, было так много людей, что катер качался с одной стороны на другую. Гармонист играл прощальную музыку. Это состояние проводов как монументальное, трагическое явление запечатлелось в моей памяти и в картинах. …Условные люди, машущие руками, гармонист, удаляющийся от нас. А потом это все превращается в ритм, в состояние толпы, которое уходит вместе с этим пароходом».

На выставке много портретных образов близких людей - родственников и земляков. Один из них в картине «Опаленный войной». «Здесь мой дядя Конев Иван. Он пришел с фронта во второй год войны, побыл десять дней и потом ушел навсегда. Весь он пропитан этой войной, краснотой этих взрывов, а глаза совершенно светлые. Таким он запомнился мне, когда мы его встречали».

Образы собственного детства воссозданы в сюжетах «Чугунок картошки», «Мать». «Это наше детство: чугун картошки, и мы, дети, рады – на ней мы жили - на картошке и соленой рыбе».


Фильм о Геннадии Райшеве "Асимметричный Райшев"

Это рассказ не о художнике, а человеке. О смысле жизни и пронзительном одиночестве. О величайшем признании. И о жестокости тех, кто порой нас оценивает.
Он написал 20 тысяч картин. И стал заслуженным художником России в 72 года.
Великий мастер Югры, картины которого хранятся в Государственной Третьяковской Галерее. А персональные выставки проходят в самых разных уголках планеты.
Самобытный художник, уникальный живописец и график современности. Через призму собственной жизни и родовой памяти он создает свой духовно-материальный мир образов. Фильм о быте и высоком искусстве. И о значении этих образов в жизни
каждого живущего на земле.

Работы художника можно найти здесь: http://www.ugramuseum.ru/kollektsii/virtualnyie_katalogi/stareyshie_hudojniki_yugryi/rayshev_gennadiy_stepanovich

Движение духовного согласия и единения "Уральский магнит"

E-mail: post@uralmagnit.ru

Мы в соц. сетях:

ВКонтакте "Будущее зовёт"
ВКонтакте "Душевный разговор"
Одноклассники "Уральский магнит"
Rutube
YouTube
LiveJournal
Telegram

YouTube является нарушителем законодательства Российской Федерации.
Но пока там ещё есть и наше видео.

Информируем, что в соц сети Meta (бывший Facebook, запрещена в России)
Уральский магнит НЕ ИМЕЕТ действующего своего аккаунта с 2021 года.
Все новые публикации там якобы от нашего имени к Уральскому магниту отношения не имеют.

Беседы "Уральского магнита" уже на Одноклассниках:

https://ok.ru/group/58653589700707

 

Статистика

Яндекс.Метрика

Друзья сайта

Мудрость Мираkuva bnТворческое объединение НАША ПЛАНЕТА

Не удалось получить данные о количестве гостей и пользователей на сайте.