Виталий Оньков родился 17 июня 1946 года в деревне Они Юсьвинского района Пермской области. Отец – ветеринарный врач, мама – учитель работали в 15 километрах от родного дома, в селе Купрос. А Витя воспитывался бабушкой.
– Склонность к рисованию у меня появилась очень рано,– вспоминает художник в одном из предисловий к альбому-каталогу собственных произведений.– Эта страсть полностью захватила после рассказанных моей бабушкой Дарьей народных баек и преданий. Так появился индивидуальный мир в моём воображении, а потом и мечта отобразить его на бумаге. Общение с деревенскими мужиками, охотниками и рыбаками привило любовь к природе и всем живым существам на земле. Дороже и краше родных мест я нигде не нашёл.
Талантливый мальчишка часто старательно перерисовывал картинки, а к октябрьским праздникам и Новому году оформлял стенгазеты. Однажды его первая учительница, Анфиса Захаровна, отправила рисунки Виталия в Москву, в «Пионерскую правду», а оттуда они «уехали» на конкурс детского рисунка в Югославию. Будучи десятиклассником, Оньков каждые выходные ездит за десятки километров в столицу Коми-Пермяцкого округа город Кудымкар в художественную студию Владимира Ивановича Филиппова. После окончания общеобразовательной школы он поступает на художественно-графическое отделение Ленинградского государственного педагогического института имени Герцена. Именно здесь открываются его способности как художника-графика. Молодой художник создаёт дипломную серию графических листов «Лесная быль» и защищает её на «отлично».
«Возвращение на родину не стало началом профессионального взлёта, начались рабочие будни, возникли творческие и житейские проблемы, – как позже напишет об этом периоде искусствовед Анна Жданова. – Это были годы, наполненные сомнениями и разочарованиями. Редкие удачи и озарения сменялись постоянным поиском и борьбой с самим собой».
В местных советских и партийных изданиях, при этом, Онькова откровенно игнорировали. Многие просто не воспринимали всерьёз всех его чудов и леших, а самого художника считали, как минимум, чудаком. Но Оньков продолжал творить, находя отдушину в лесах и на лугах, куда часто уходил на охоту, рыбалку или просто с мольбертом в руках.
– Для настоящего коми-пермяка без лешего да водяного и жизнь не жизнь, – признавал сам Оньков. – Это они придумали мир нечистой силы. Духи, чуды, колдуны, лесные, большие – вот персонажи, возбуждающие воображение художника. Я чувствую, я знаю, как их изображать, ведь они появились в моём воображении ещё в детстве. Остаётся переплести реальность с вымыслом, и перед тобой захватывающее зрелище – ты видишь невидимое.
Постепенно количество его работ возрастало. Онькова стали приглашать на выставки. Не только местные, но и региональные, и общероссийские. Нашлись всё-таки люди, которые оценили его работы, а главное, поддержали добрым словом.
Его картины появились в Коми-Пермяцком краеведческом музее, Пермской художественной галерее, несколько гравюр приобрело объединение музеев «Новый пассаж» города Санкт-Петербурга.
С 1992 года Оньков становится свободным художником. Выполняет разовые заказы. Совершает творческие поездки. В 1995 году его первым из Коми-Пермяцкого автономного округа принимают в члены Союза художников России. Он участвует в выставках, в том числе организуется несколько персональных. Вместе с творческим объединением художников Коми-Пермяцкого округа участвует в пленэрах, его мастерство растёт.
– Нет талантливее художника, чем сама природа,– говорит Оньков.– Рисуя её, душа отдыхает, а вера в Бога становится всё сильнее. Воссоздавая на листе природу, художник, зачарованный ею, наполнен светлым мироощущением. И эти чувства и ощущения он должен передать зрителю. Я часто езжу на пленэры с объединением коми-пермяцких художников по Пермскому краю, где нахожу источник своего искусства. Невозможно равнодушно пройти мимо божественных мест в селе Пожва, величественных далей села Архангельское или поэтических красот старинных изб, родников, речек, кладбищ деревни Они.
... Виталий Оньков спешил жить. «Я не создал и тридцати процентов задуманного,– признавался он в одном из интервью корреспонденту газеты «Парма» в далёком 1993-м.– Мечтаю сделать около ста графических работ и 50 скульптур только по эпосу. Но сколько мне Богом отпущено?» Сколько он успел в действительности? Трудно сказать точно. Конечно, наиболее крупные работы нам известны. Около 25-ти произведений хранятся в Коми-Пермяцком краеведческом музее. Несколько – в галереях и музеях Перми и Санкт-Петербурга. Но очень многие произведения находятся в частных коллекциях (быть может, и за пределами округа), проданы или просто подарены.
Виталий Николаевич Оньков ушел из жизни 13 октября 2008 г. ПОСВЯЩАЮ ВИТАЛИЮ ОНЬКОВУ
Валентина РОССОМАГИНА
Большой и чуть-чуть неуклюжий
И добрый, как Оша-Медведь.
По жизни прошёл ты непонятым,
Стараясь всю Парму воспеть.
Сказанья, былины и эпос
Ты ложил на поле холста
И руки трудились без устали.
Была в том своя красота.
Ты что-то творил первозданное,
И сердце стучало не зря.
Зачем же творим мы прекрасное,
Чтоб жизнь в безысходность пришла?
Чтоб в сердце закралось отчаяние,
Чтоб жизнь вся в боренье прошла?
Как Оша - Медведь, в сердце раненный,
Ревел ты, но Парма глуха.
И много осталось несказанным,
Оставил ты всё: жизнь, дела,
Чтоб быть никому не обязанным,
И в плену не томилась душа.
Сколько мог - отдавал:
Был на то Божий дар,
Только сердце от боли страдало.
Может просто сражаться устало?
Но где конец - там лишь только начало. Кроме картин и скульптур необходимо упомянуть мультфильмы «Сказание о Кудым-Оше», «Сказ о Пере-богатыре», в создании которых Виталий Николаевич Оньков принимал участие. Источники: Он приоткрыл нам тайны Пармы (автор - Вера Мехоношина), Создатель Перы и Кудым-оша Каталог основных произведений Виталия Онькова можно найти на enc.permculture.ru Картины и скульптуры Виталия Онькова: