Свет бескорыстной Любви

Многие задают вопрос, что такое Любовь, но не многие верят в её действенную силу. Мы хотим рассказать о женщинах, которых вдохновила Любовь, которых вёл Великий закон жизни. Недаром, часто, когда говорят о Боге, имеют в виду Любовь, а если верят в Любовь, то, значит, - верят в Бога. Нет и не может быть подвигов без Любви. Поэтому деятельность жён и невест декабристов, оставивших всё и последовавших за своими любимыми в заведомо страшное и невозвратное, есть великий подвиг во имя Любви, во славу Любви!

 

dekabristyИх было одиннадцать женщин, прошедших крестный добровольный путь во имя Любви. Они отказались от всех доступных им благ, не побоялись лишиться привилегий своего класса и разделить с мужьями их участь, тяжесть тернистого пути. Они смело последовали в край каторги и ссылки. Создавая всевозможные препятствия к отъезду жен декабристов, Николай I ставил условием такого отъезда оставление детей в европейской России. Из всех препятствий это было самое жестокое. Шести женам пришлось пережить муки расставания с детьми.


Безмерно тягостным был переезд в забайкальские «каторжные норы». Только героические усилия и неиссякаемая энергия этих женщин-декабристок дали им силу преодолеть расстояние в 7 тысяч верст, и, притом, в зимние вьюги, стужу. Они мчались туда, в край отверженных, по бескрайнему кандальному тракту почти без остановок, обгоняя партии арестантов и каторжников. Мария Волконская описывает, что она ехала, не останавливаясь ни днем ни ночью, не вылезая из кибитки. На ходу ей подавали «кусок хлеба или что попало, или же стакан молока ...»
Первой выехала в Сибирь Екатерина Трубецкая. В Иркутске она задержалась на целых полгода. Местный губернатор Цейдлер, в точности испол-няя особое секретное предписание царя, делал все возможное, чтобы заставить Трубецкую вернуться обратно в Россию. Он заставил ее подписать ряд обязательств, лишавших ее элементарных человеческих прав, объявил, что может отправить княгиню к мужу лишь по этапу, плечом к плечу с каторжниками. Но Трубецкая осталась непреклонной в своем решении, и иркутский губернатор вынужден был разрешить ей отправиться к мужу в собственном экипаже. 27 декабря 1826 года в Москве на прощальном вечере в честь Марии Николаевны Волконской, дочери прославленного генерала Раевского, Пушкин читал свое знаменитое стихотворение «В Сибирь» («Во глубине сибирских руд ...») Но Волконская уехала в ту же ночь, и Пушкин передал его Александре Муравьевой, которая на короткое время остановилась в Москве. Волнующими были их первые встречи с мужьями. Когда Трубецкая увидела впервые мужа в кандалах, в оборванном и грязном тулупчике, подпоясанном веревкой, обросшего, она упала в обморок. А Волконская, увидев своего Сергея в цепях, бросилась перед ним на колени и сначала поцеловала кандалы, а затем его самого. Недаром у Некрасова в его вдохновенной поэме «Русские женщины» есть такие строки:
И раньше, чем мужа обнять,
Оковы к губам приложила... В руднике Благодатском и началась бескорыстная работа Волконской и Трубецкой, поселившихся в тесной холодной избушке. В окнах вместо стекол была вставлена слюда, а печь сильно дымила. Волконская, не считаясь с запретами, смело проникла в подземелье рудника, где работали декабристы, и, несмотря на окрики офицера, добежала до работавших там осужденных, передала привезенные с собой письма. Обе женщины первый раз в жизни готовили и отправляли в тюрьму супы и каши. Только здесь молодые аристократки научились понимать всю ценность жизни. Осенью 1827 года почти одновременно приехали в Читу Елизавета Нарышкина, дочь известного героя Отечественной войны 1812 года генерала Коновницына, и Александра Ентальцева, жена подполковника артиллерии А.В. Ентальцева, который после тяжелой и длительной болезни скончался в 1845 году в Ялуторовске. Шестой женщиной, последовавшей в Сибирь к мужу, была Прасковья Анненкова, урожденная Гебль, парижанка. Считаясь невестой А. Анненкова, добилась разрешения ехать за женихом в Сибирь и в Чите с ним обвенчалась.
Позже других присоединялись к героическим женщинам Наталья Фонвизина, Александра Давыдова, Анна Розен и Мария Юшневская. Александра Давыдова - жена того самого Василия Львовича Давыдова, что был владельцем села Каменка, где в годы южной ссылки бывал молодой Пушкин. С приездом в Читу жен наладилась постоянная связь декабристов с родными. Так как самим заключенным было запрещено писать письма, то это делали за них женщины. Они распределили между собой всех декабристов и стали писать о них к своим родным, а те передавали известия по назначению. На имя жен декабристов приходили газеты и журналы, в том числе и иностранные. Пренебрегая опасностью, Александра Григорьевна Муравьева, жена декабриста Никиты Муравьева и сестра декабриста Захара Чернышева, привезла и передала в Чите стихи Пушкина «В Сибирь» и «Мой первый друг» ( посвященное Ивану Пущину). Если бы эти послания великого певца свободы были найдены при обыске, ей бы грозила тюрьма.
В Сибири Александра Муравьева прожила недолго. В 1832 году, когда декабристы томились в казематах Петровского Завода, она, бегая в сильные морозы из камеры мужа на квартиру к маленьким детям, сильно простудилась и вскоре умерла. Ее нравственная чистота, беспредельная преданность мужу, бескорыстное стремление облегчить участь товарищей по несчастью вызывали чувства уважения и восхищения у всех декабристов, близко ее знавших. К ней и к другим мужественным русским женщинам относятся проникновенные строки поэмы Некрасова:
Пленительные образы! Едва
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны. На поселении умерли еще две жены декабристов: Ивашева и Трубецкая. Три овдовели в Сибири, им было разрешено вернуться в европейскую Россию лишь после общего помилования в 1856 году. Две жены, Розен и Нарышкина, последовали за мужьями из Сибири на Кавказ. И три, Фонвизина, Волконская и Анненкова, вернулись с мужьями после амнистии 1856 года. Жёны и невесты декабристов своим порывом, своей деятельностью доказали, что Любовь в их сердцах это сила, способная изменить, преобразовать жизнь, наполнить её светом в самых мрачных казематах, в каторжных, воистину нечеловеческих условиях. Да и откуда иначе у этих избалованных, великосветских женщин смогла бы взяться такая сила духа, которая превозмогла всё и по прошествии веков светит нам так же ярко, как светила тогда. Женщины в своих сердцах сумели принести огонь своей Любви на край света и обогреть им не только своих любимых мужчин и детей, но и всех, кто встречался у них на пути и нуждался в их помощи. И напрасно ищут в действиях этих женщин какой-то идейный и политический смысл. В то время как мужчины пытались освободить людей насилием, а мы теперь видим, что этот путь завёл нас в исторический тупик, женщины, следующие путём бескорыстной и самоотверженной Любви, выполняли великий космический закон - Закон бескорыстной Любви. Они сделали всё, что могли для того, чтобы не умерла Любовь. Они сделали всё, чтобы у сегодняшних детей была надежда. Они сделали всё, чтобы мы смогли перешагнуть все страхи, боли и разочарования и поверили в Любовь. А если мы сумеем преклониться перед великой Любовью других, то Любовь тогда сможет проснуться и в нас, в наших сердцах. Только тогда из искры, которую высекли эти очаровательные, любящие женщины, и разгорится на Земле великое пламя бескорыстной Любви, и очистятся наши сердца, и родится новый мир!


Еще материалы: "Свет Великой Любви" (о женах декабристов, по книге Э.А.Павлюченко "В добровольном изгнании")

Движение духовного согласия и единения "Уральский магнит"

E-mail: post@uralmagnit.ru

Мы в соц. сетях:

FaceBook  ВКонтакте

YouTube

Яндекс.Метрика
Мудрость Мираkuva bnТворческое объединение НАША ПЛАНЕТА
2018 Уральский магнит