Гималайская серия картин Н.К.Рериха

Всемирно известного художника, ученого, философа Н.К.Рериха принято, в соответствии с мотивами его творчества и идеями, им высказанными, относить к плеяде русских космистов начала ХХ века. Космос Рериха, читаемый в образах воспетых им гималайских вершин, привлекает огромное число посетителей передвижных выставок, предоставляемых регионам Международным Центром Рерихов. Выставок, путешествующих по стране вот уже пятнадцать лет и посетивших, в частности, в Прикамье около тридцати городов и небольших населенных пунктов (Краснокамск, Лысьва, Чусовой, Березники, Добрянка, Оса, Чернушка, Чайковский, Кудымкар, поселок Уральский, Суксун и т.д.). Вдохновенная гармония чувств, красоты и идей, которыми жил художник, передается через оставленные им картины и зрителям. Искусство и культура как универсальный язык человечества воспринимались нашим гениальным соотечественником (всю жизнь и силы отдавшем служению России) как эволюционная основа. Они, по мнению Рериха, хранят память прошлого, формируют будущее и не позволяют заблудиться в настоящем. Единство трех времен слагает образ Вечности, обретший свой эквивалент в изображенных на картинах горных вершинах.

Gimalai_Rozovie_piki_1933_gЦветовая гамма их богата и насыщенна. Рерих, стремясь точно передать красоту мира, использует темперу - краски (любимые и русскими иконописцами), позволяющие долго сохранять яркость цвета. Цвету он придает большое значение, считая, что через цвет звучит приказ будущего. Уже достаточно, говорил Рерих, человеческое сознание было затуманено серыми и мрачными образами. Наступает пора осознания ярких красок, потому что именно они знаменуют собой эпохи Возрождения. Рерих уверен, что человечество стоит на пороге новой эпохи Возрождения, которая сложится не на основе экономики или политики, а на основе Культуры.

Культура нуждается в бережном отношении, сохранении и защите, считает художник, и посвящает этому делу всю свою жизнь. Он предлагает государствам мира поддержать высказываемые им идеи (принятые как “Пакт Рериха”), а символом защиты Культуры предлагает использовать Знамя Мира. Знамя также символизирует единство и вечность времен. Кроме того, этот символ, встречаемый в культурах разных народов и континентов, говорит о единстве науки, религии и философии, о единстве таких качеств, как Любовь, Красота и Действие. Человек на Земле призван творить добро и красоту. Но возможно это только тогда, когда его внутренний мир наполнен высокой духовной любовью, ставшей смысловой основой бытия. Рерих призывает к совершенствованию человеческой природы, говоря, что человек непосредственно связан со всем миром, что свидетельство тому - опыт и накопления религии, философии, науки. Нравственное несовершенство человека ведет мир к гибели и, наоборот, чистота помыслов и чувств оборачивается процветанием не только планеты, но и космоса.

Философские пейзажи Рериха наполнены смысловым благородством. Игра красок, теней, линий рождает второй, третий и т.д. планы восприятия, уводя зрителя в реальности, где значимыми становятся понятия о Служении, Жертвенности, Милосердии, Восхождении; где рождаются размышления о значимости Высшего Начала в жизни человека, о сотрудничестве Мужского и Женского начал; где складываются повествования о человеческой взаимовыручке и духовной взаимопомощи; где неожиданно возникают знакомые и близкие образы, соединяющие величие Гималаев с повседневным миром обитания.

Богатство смыслов, рождаемых гималайскими пейзажами Рериха, дает возможность их богатого многопланового интуитивного прочтения. Микрокосм индивидуальности воспринимает знаковость образов, читает этот язык, причащаясь тем самым к беспредельному космосу божественно совершенного мира, будущий житель которого в муках и страдании рождается в условиях родной Земли-колыбели. Как заботливая и ласковая мать она может успокоить и утешить, и эта гармония Земли, ее теплота и вселяющая покой незыблемость ее основ живительным потоком чистой и светлой энергии струится с тех пейзажей Рериха, где кисть мастера ненавязчиво технично и точно передала эту первозданную гармонию царственной, величественной природы.

Но Гималайская серия картин Н.К.Рериха – это еще и глубокое философское повествование о бесценных духовных сокровищах человечества, сплав, сродство символики и образности, успешная попытка передать радостно-эмоционально-интеллектуальные порывы всемирной души, стремящейся к Свету и Совершенству. Тонкое, интуитивное, философское восприятие мира позволяло ему замечать новое, не бояться его, «вписывать» в уже известную историю. Рерих приобщает зрителя к богатому миру культуры, «напластовывая» смыслы, предлагая самому сделать выбор в многоплановом разнообразии изображаемого. Его художественный язык таков, что он, похоже, не интуитивно, а сознательно закладывает в свои произведения то, что можно назвать художественным приемом его творчества – ассоциативность. При помощи линии, цвета, контура, образа художник создает возможность, вслед за визуальным, смыслового восприятия картины. Мастер удивительным образом соединяет в своих произведениях «первую» и «вторую» природы – естественную и сотворенную человеком. Совмещение пейзажа и какого-либо «зашифрованного» в нем смысла культуры побуждают вдумчивого зрителя «вскрывать» в картинах Рериха информационную многоплановость.

Пейзажи величественного горного массива, его облик в разное время дня и ночи, богатая палитра, мастерство живописца вызывают восторженное восхищение. Но незаметно очарование изображенной природы преобразовывается в диалог с произведением и автором. Например, поначалу в одном из гималайских пейзажей как забавное совпадение зрителями воспринимался контур горной гряды, своими очертаниями повторяющий очертания выразительного и узнаваемого профиля великого А.С.Пушкина. Лицо поэта как бы обращено к небу, к Вечности, как если бы он лежал навзничь. Следующим открытием стали ассоциации, рожденные цветовыми бликами, наложенными кистью мастера на склоны гор. Из них сложился зловещий облик Смерти, занесшей для удара свой неумолимый меч судьбы. Затем цветовая палитра картины породила новую ассоциацию – реакцию на смерть поэта, выраженную поэтическим языком В.Ф.Одоевского: «Солнце нашей поэзии закатилось…». И, наконец, огромным нашим удивлением как организаторов выставки стало открытие, что пейзаж этот был написан мастером в 1937 году, когда исполнилось сто лет со дня гибели великого поэта. Судя по всему, Н.К.Рерих, создавая свои произведения, рассчитывал на зрителя, владеющего смыслами культуры и готового к активному диалогу. Зная, что Николай Константинович был убежден, что мудрость народов мира рождена Востоком, что пророки и гении имеют сакральные с ним связи, можно предположить, что об этом он и сообщает нам, объединяя гималайский пейзаж и явную художественно-образную повесть о трагической гибели великого поэта.

Таких, насыщенных смыслами, «готовых к диалогу» гималайских пейзажей у Рериха немало. Он визуализирует основные смыслы присущего ему мировоззрения, снисходя иногда до шутки. И тогда, любуясь ослепительной белизной и переливами бирюзовых оттенков изображенной им очередной вершины, зритель может вдруг, сделав образное открытие, на мгновение «оторопеть» от контрастного гималайской высоте, но все очевиднее проступающего образа… кухарки в белоснежном переднике и чепчике, «обронившей» ложку на противоположный склон гималайской вершины и теперь высматривающую ее. Проза жизни, ворвавшаяся в Вечность. Но тут же приходит осознание, какую великую роль отводил художник и мыслитель Женщине, ведущему Женскому Началу, питающему духовной пищей мир и дарующей ему через это спасение. Вершина гор и высота смыслов. Природа и материнство.

Единство природы и человека, единство смыслов жизни и смыслов человеческого действа. Это не первобытная сумбурная нерасчлененность восприятия живой действительности, а культурный синкретизм, умение видеть и находить связи мира, его целостность, его разумную взаимозависимость. Включившись в игру ассоциаций художника, жители Прикамья, посетители выставок, вдруг с удивлением стали обнаруживать через нити-фантазии связь Урала и Гималаев. В причудливых очертаниях гор неожиданно отчетливо начали проступать символы гербов уральских городов, где пребывала выставка: в Чусовом – ладья, в Кунгуре – рог изобилия, в Лысьве – семья единорогов, в поселке Уральском – птица Феникс. Через возникавшее удивление просыпался интерес к своему краю, к своей родной земле и истории…

В этом и заключается, наверное, сила воздействия искусства, когда в общем обнаруживается свое, интимное, сокровенное. Тогда это общее становится вмещаемо, и в своем маленьком мире для него вдруг находится много места. И наоборот: кажущееся незначительным, свое вдруг вырастает до значимости вселенских масштабов, рождая ощущение единства духовных связей и основ, скрытых в истоках национального и исторического своеобразия. Это и происходит при знакомстве с творческим наследием Н.К.Рериха. Он оставил нам свои литературные произведения, публицистику, Живую Этику, и потому его сюжетные картины, гималайские пейзажи становятся «читаемы», визуализируют и дополняют его мысль. Раскрытый им «алфавит» художественного восприятия позволяет сегодня «прочитывать» прозрения и других интуитивистов, приоткрывших завесу новых времен, увидевших и узнавших новую реальность.

Пережив как мировоззренческое основание миф, религию и науку, «человек грядущего» неизбежно должен был прийти к следующему, объединяющему основанию – культуре. Открывая новый мир и нового человека, Н.К.Рерих понимал это очень отчетливо. Вся его жизнь посвящена защите культуры и культурных ценностей. Широко известно данное им определение: «Культура есть почитание Света». В нем изначально подразумевается активная позиция носителя культуры, действие, которое должно быть творимо во имя нее. Свет в рериховской философии – это Истина, Любовь, Бог, Красота, Знание, Общее Благо. Это все лучшее, высокое, совершенное, что явлено было человеком. Как утвердить эту высоту в земных условиях – об этом говорит вся жизнь художника, все оставленное им творческое наследие и изображенные им великие вершины Гималайских гор.

Статистика

Яндекс.Метрика

Поиск по сайту

Друзья сайта

Мудрость Мираkuva bnТворческое объединение НАША ПЛАНЕТА
2018 Уральский магнит

Поиск по сайту