Знамя грядущего

Содержание материала

(с использованием материалов из Интернета)

 

Сурово начинаете светлое дело,
но свет знамени Моего осенит вас
и направит на путь явления

Правды Моей. Умейте начать»
(А.Й. 13 октября 1921г.)

Общеизвестна фотография Н.К.Рериха со знаменем в руке, которое обычно называют тханкой Шамбалы. Что на ней изображено — понять довольно трудно, однако смутно угадывается фигура будды на троне. Вот, например, что пишется в издании нью-йоркского Музея имени Рериха: «Рерих впервые увидел тханку Шамбалы в Дарджилинге. На ней был изображен владыка Шамбалы Ригден Джапо в центре, а внизу под ним — яростная битва, в которой разбивают его врагов. Фотографии, сделанные в Центрально-Азиатской экспедиции, показывают, что ее сопровождал не только американский флаг, но и тханка Шамбалы».

 

В начале XX века, когда вся Центральная Азия была охвачена мессианскими устремлениями, образ Ригдена, Image45воинственного царя Шамбалы, и Майтрейи, Будды Грядущего, слились в единый. Многочисленные подтверждения тому мы находим в работах Н.К.Рериха и дневниках участников экспедиции. Вот два примера. К.Н.Рябинин, врач экспедиции, записывает такое пророчество: «Близится время! Согласно этим ожиданиям Новой Эры, Владыка Шамбалы, Майтрейя, установит на земле господство справедливости», рассказывая далее о победоносных войнах, которые будет вести армия Владыки. Н.К.Рерих в «Шамбале Сияющей», написанной в форме диалога автора с ламой, вкладывает в уста ламы слова о владыке Шамбалы Ригден Джапо, его могуществе и возможностях, на что герой задает вопрос: «Лама, мне кажется, что ты говоришь о Майтрейе, не правда ли?», а лама отвечает: «Если Ригден Джапо и Благословенный Майтрейя для тебя одно и то же лицо — пусть будет так. Я этого не говорил».

Это объединение представлений о Шамбале и Майтрейе привело к тому, что картину с изображением Будды Грядущего стали называть тханкой Шамбалы. Проблема идентификации Майтрейи на картине крайне сложна, поскольку он лишен всех своих атрибутов: ступы, сосуда кундики, Колеса Закона.
Спинка его трона, состоящая из мифологических персонажей, часто встречается на изображениях Шакьямуни, реже — высоких лам, относительно других божеств нам известны лишь единичные случаи. Что же позволяет нам утверждать, что перед нами не Шакьямуни, а Майтрейя? Первый признак — радужная дуга внешнего круга сияния. Второй, и главный, признак — пруд с праведниками перед его троном. Этот пруд является главным признаком запредельных миров и потому никак не может быть связан с Шакьямуни, проповедь которого была в земном мире. Однако любопытно, что пейзаж на этой картине не похож на обычное изображение «чистых земель», соответствуя скорее условному земному. Возможно, так художники передавали ландшафт Шамбалы — страны, где земной и высший миры встречаются. Другой значимой деталью пейзажа является двойная радуга над водопадом (внизу справа). Эта радуга является единственной авторской вольностью, допущенной воссоздавшей картину художницей, и связана со знамением, бывшим ей в процессе работы: когда художница, духовно готовясь к написанию тханки, медитировала, то над городом раскинулась двойная радуга, хотя ей не предшествовало дождя. Анализируя пейзаж, следует указать на пару оленей на левой горе. Согласно буддийским легендам, олень и лань были первыми свидетелями
просветления Будды Шакьямуни или его первой проповеди в Оленьем парке около Бенареса. Изображение этих оленей возле трона Майтрейи означает, что его первая проповедь произойдет там же. Завершая рассмотрение пейзажа, следует обратить внимание на трех павлинов на ограде пруда. Павлин в Индии с древнейших времен считался птицей бессмертия, так как на него не действует змеиный яд.

thanka1Трон Майтрейи поддерживают четыре льва, символизирующие бесстрашие на пути Просветления. На львином троне (симхасане) покоится лотосовый трон, на нем лунный диск, на котором и восседает Будда Грядущего. Спинка трона представляет собою символическое изображение парамит — степеней духовного совершенства. Количество парамит колеблется в различных источниках, их символическое отражение также изменчиво. Основной список парамит таков:
дана — щедрость в подаянии милостыни монахам;
шила — стойкость в борьбе с искушениями, соблюдение правил добродетельного поведения;
кшанти — терпимость к страданиям, несчастьям;
виръя — мужество, духовная активность, старание и энергия в соединении с твердой решимостью следовать по пути добродетели;
дхъяна — йогическое созерцание и практика медитации;
праджня — наивысшая мудрость, заключенная в интуитивном познании сущности бытия; постижение этой мудрости возможно лишь после правильного исполнения всех предыдущих парамит.

Движение духовного согласия и единения "Уральский магнит"

E-mail: post@uralmagnit.ru

Мы в соц. сетях:

FaceBook  ВКонтакте

YouTube

Яндекс.Метрика
Мудрость Мираkuva bnТворческое объединение НАША ПЛАНЕТА
2018 Уральский магнит