Однако лев всегда изображается между слоном и однорогим оленем. На нашей картине его вообще нет (кстати, это не единственное изображение Майтрейи, где лев отсутствует). Вариативность изображаемых персонажей вообще крайне велика: чудовище макара (имеющее львиную голову и лапы, слоновый хобот, усы дракона, рога барана, хвост рыбы) может быть заменено на гуся; мальчик и однорогий олень могут быть изображены раздельно или мальчик вообще отсутствует и т. п. Таким образом, мы пока не обладаем возможностью однозначно описать символику спинки трона. В самом низу картины изображены семь символов чакравартина — царя-миродержца: Колесо Закона, чинтамани, белый слон — символ верховной власти, конь — символ неутомимости солнца, супруга, обмахивающая царя во время сна веером, министр царской казны и военачальник. Эти семь символов являются атрибутом будды, поскольку считается, что духовная мощь Просветленного превышает власть царя-миродержца. Картина написана московской художницей Альвдис Н. Н. Рутиэн в 1997 году по просьбе сотрудников Международного Центра Рерихов и подарена ею Музею. Цитата из дневника Н.К.Рериха «Алтай-Гималаи», где он повествует о создании картины, прошедшей с ними экспедицию: «Кто этот человек с длинной черной косою, с бирюзовой серьгой в ухе, в белом кафтане? Местный иконописец-лама Пема Дондуб. Мы спросили: «Можешь ли написать нам Благословенного Майтрейю совершенно так, как в Таши-Лунпо?». Взялся, и вот сидит на коврике, в уголке белой галереи, и различно-цветно пишет полный символами Лик. Приготовляет ткань для писания, покрывает ее левкасом (мел на клею) и выглаживает раковиной. Совершенно как русские иконописцы. Так же растирает краски, так же греет их на жаровне, так же втыкает запасную кисть в черные густые волосы. И жена его, из Тибета, помогает ему готовить краски. И так в уголке белой галереи расцвечивается замысловатый образ. Все символы укрепляют Благословенного. И страшный, птицеподобный Гаруда, и мудрые Наги, и Ганеша - слон счастья, и Чинтамани - Конь, несущий на спине чудесный камень - сокровище Мира. Целый священный хоровод избранных образов. А на лик и благие руки кладется чистое золото. И так же, как наши иконописцы, поет лама-иконописателъ стихиры во время работы. Стихиры усилились - значит, приступил к самому Лику. И еще диво, возможное только в этой стране. В глубоких сумерках, когда наливающийся месяц уже вступает в права, по дому разносятся серебряные звуки самодельной флейты. В темноте художник лама на коврике переливчато играет перед Ликом Майтрейи - Мессии - Мунтазара. Струны земли!» «Пройдя четыре снеговых перевала, уже в пустынном нагорье, мы опять увидели картину будущего. В долине, окруженной высокими острыми скалами, сошлись и остановились на ночь три каравана. При закате я заметил необычную группу. На высоком камне была помещена многоцветная тибетская картина. Перед нею сидела тесная группа людей в глубоком почтительном молчании. Лама в красных одеждах и в жёлтой шапке с палкою в руке что-то указывал зрителям на картине и ритмично сказывал объяснение. Подойдя, мы увидели знакомую нам танку (вышитая ламами картина) Шамбалы. Лама пел о бесчисленных сокровищах Владыки Шамбалы, о Его чудесном перстне, обладающем великими силами. Далее, указывая на битву Ригден-Джапо, лама говорил, как без милости погибнут все злые существа перед мощью справедливости Владыки. Горят костры, эти светляки пустыни. Опять сгрудились у костра разноплеменники. Все десять пальцев в восхищении подняты высоко..... В молчании пустыни рассказывается священная история о победе Света. Вечером эти люди опять соберутся у костра. Десять пальцев будут недостаточны, чтобы перечислить воинство Шамбалы. Никакое воображение не сможет описать мощь Владыки Мира», - так писал Н.К.Рерих об увиденном им во время Центрально-Азиатской экспедиции.
Н.К.Рерих, "Знамёна грядущего" (сюита "Майтрейя",1926)
Знамя грядущего, Знамя Твердыни и Мира,
Знамя Владыки и века Майтрейи.
Всё в ожиданье. Ручьи, как мечи,
Мглу рассекают холодным мерцаньем.
И зазвучали в тревожной ночи
Камни, хранившие только молчанье.
А у гнилого, трухлявого пня
Тени свернулись в клубок, помертвели.
Реет над миром грядущего дня
Знамя Майтрейи, Знамя Майтрейи.
властный голос немеркнущей сини
Зазвучал у высоких вершин:
Век блистающей Шамбалы ныне,
заповеданный век наступил.
(В.Сидоров)
***