После окончания пединститута ещё 3 года «дозревала» - поднимала на ноги собственных двух детей, хотелось в школу прийти уже состоявшейся личностью, иметь крепкий тыл в виде моей семьи. Признаться честно, я боялась чужих детей (как примут? поймут ли?). Вот в это время моего духовного становления и поисков смысла жизни я встретила Валериана Николаевича и Наташу Корионовых, начала читать книги учения Живая Этика. Я стала счастливой! «Так вот что нужно было моей душе, так вот что нужно каждому педагогу!» – думала я. И не расставалась с книгой Агни Йоги ни где.
В школу пришла, когда сынишке исполнилось 4 года, а дочке – 1,5. Я шла уверенно и была приятно удивлена, что меня полюбили школьники. Было трудно (много подготовки, собственные маленькие дети дома, приходилось спать порой по 3 часа), но каждый день я шла с радостью на работу, встречая восторженные, любопытные глаза ребят. Моё «хобби» оказалось ещё и хорошо оплачиваемым (стало хватать денег не только на хлеб и молоко).
Разработали программу для детей дошкольного возраста с элементами валеологии, в которой были песни, стихи, игровые моменты. Обращались во время выступлений к душе детей и получили ошеломляющие результаты: после таких занятий в детях происходил творческий «взрыв» - начали писать стихи, многие поступили в музыкальную школу и окончили её, кто-то научился играть на музыкальных инструментах, рисовать, танцевать. Но одно дело дошкольный возраст, когда ребёнок ещё открыт, и другое дело – подростковый возраст (взрослеющие ёжики). Хотелось найти контакт со всеми, зажечь их сердечки на всю жизнь, чтобы они обрели духовный стержень.
Однажды приснился сон, как будто я на выпускных государственных экзаменах в ВУЗе. Сдают кто что: физику, химию, биологию. А я пришла со своими детьми. Во сне думаю: зачем? И сама же себе отвечаю, что буду сдавать тему любви к детям. Вот с тех пор и думаю над этим, и иду этим путём.
Существенные подвижки начались уже после двух семилетий изучения Живой этики. Очень помогла встреча с академиком педагогических наук Ш.А.Амонашвили осенью 2007 года. О ней я мечтала 15 лет. Оказалось, многие мысли и взгляды у нас общие, а ещё я почувствовала огромную поддержку и благословение от Шалвы Александровича. Обращение к душе ребёнка, в каком бы возрасте он ни находился, принесёт свои плоды, если педагог уже сам является тем путём, к какому призывает детей, если он сам наделён теми качествами, которые взращивает в ребёнке. Это, наверное, происходит по созвучию вибраций в душе педагога и ребёнка, когда нечто очень важное переживается совместно. Да, мы встречаемся, чтобы какой-то отрезок жизненного пути пройти совместно. Но только от нас зависит, как пройдём мы этот отрезок: молча, или созерцая что-то, или совместно творя что-то, обмениваясь сердечной энергией, как два раскрытых цветка.
Очень долго не удавалось найти контакт с неуправляемыми детьми. Помог опять-таки опыт Ш.А.Амонашвили. Он говорит о том, что ребёнка нужно принимать таким, какой он есть: не только с положительными его качествами, но и с его страстями. За годы работы произошло много интересных случаев со мной и моими учениками. О некоторых я хочу рассказать.
Девочка 11 лет. Дерётся с мальчиками, устраивая «стрелки», даже на уроках может соскочить и устроить драку. Начинаем с личного общения. Первые попытки не приносят ничего путнего, хотя ясно, что здесь идёт неприятие женского воплощения и ревность (в семье у них появился ещё один ребёнок). Тогда начинаю рассказ о себе, о том, как колотила мальчишек, о том, как они меня боялись, о том, как была командиром отряда и всё командовала. Смотрю, что рассказ мой начинает действовать, девочка смотрит мне удивлённо в глаза и пока что не верит, что завуч по воспитательной работе могла быть такой. Я продолжаю рассказ дальше. В одно прекрасное время я поняла, что могу остаться одна и, прочертив линию своего поведения, подумала, что так можно и замуж не выйти. Похоже, что такая перспектива не устраивает и мою собеседницу. В заключение нашего разговора по душам мы уже сидим, обнявшись. А то, что трудились наши души, это, бесспорно: я еле сдерживаю слёзы после таких откровений, а девчушка уже не сидит ёжиком, ручки тёплые. Светим сердцем друг другу. Через некоторое время я снова буду сдерживать слёзы, но уже другие - слёзы умиления от увиденного – девочка зашла в школу на летних каникулах со своей младшей сестрёнкой – она водится с ней, а, значит, нет острого неприятия. Обе улыбаются.
Мальчик, совсем шалопай, становится юношей. Нет у него авторитетов, кроме него самого. Состоит на учёте в школе и в городе. Может обидеть, задеть словом хоть кого – взрослого или ребёнка. Такое впечатление, что нет в душе его ничего святого. И вместе с тем очень умный, хотя и неусидчивый, любит находиться в центре внимания. Хочу найти ключик к его душе. Первое, что я пытаюсь делать – полюбить его, шалуна этакого. В трудные моменты приходят на память слова Амонашвили, что шалун помогает учителю стать Мастером, при этом сам становится человеком. Свечу его сердцу в молитвах, оно откликается через некоторое время. Мальчик раскрывается в творчестве: начинает петь на школьной сцене, танцевать, усиленно заниматься спортом, туризмом, (и всё это в 16 лет, согласитесь, это непросто). Глаза горят, говорит, что нашёл свой путь.
Девушка 16 лет. Умница, отличница, но какая-то нерадостная, как типичный «ботаник» и очень эгоистичная. Давно хотелось найти ключик к её душе. Совместное проживание всех моментов нашей школьной жизни и общение во время поездок в другие города делают нас подругами. Мы поддерживаем друг друга, преодолеваем её страхи, девушку просто не узнать. Раньше сфера творчества её просто не интересовала, она думала, что пение и танцы не для неё, теперь находит в этом большой смысл для себя, открывает заново для себя язык музыки и движения, она преобразилась внешне, стала более уверенной в себе. А на школьной и городской научно-практической конференции просто поразила всех своим красноречием, умом и эрудицией, сделав несколько докладов по разным предметам.
Юноша, 16 лет. Неожиданно повзрослел и стал помощником. Просто моё сердце тогда кричало о помощи, а его – отозвалось. Всегда возникает ощущение пустоты, когда умные, талантливые выпускники заканчивают школу. А ведь известно, что один в поле не воин. Я тогда думала, кто же сейчас будет в школьном самоуправлении? Где они, лидеры?
Осенью были соревнования кросс нации. Мне выпало бежать 3 км. Это по городу, на виду у всех. Надо пробежать красиво. Бегу, ничего, я сильная, справлюсь. Ничего, что болит в правом подреберье, и селезёнка переполнилась кровью. Через 1 км чувствую, что бегу не одна. Рядом рыцарь. Бежим вместе. На подъёме силы постепенно кончаются, тогда меня берут за руки и мы бежим уже втроём, до поворота, где я прошу, чтоб меня отпустили, т.к. не справляюсь с их скоростью, да и людно становится. Бежать стало легче, раздаются подбадривающие крики: «Мама, мама!» Это болеют за меня мои ученики. Господи! Как же я их люблю! И как благодарна своим рыцарям!
А потом закружилась наша школьная жизнь: от постановки танцев до совместных песен и посвящений, от добрых слов сквозь слёзы до щемящей тоски в разлуке, от нашей закулисной концертной жизни, когда мы понимаем друг друга с полуслова и одного взгляда до капризов и их преодоления. Неожиданно открываются таланты к сочинительству, красивый голос, доброжелательность и интеллигентность, которые проявляются даже в экстремальных условиях.
Мы на туристическом семинаре на природе, три дня льёт дождь, сыро в палатках. Но вот погода устанавливается, и мы не спим уже 2 ночи. Поём песни, общаемся у костра, встречаем рассвет. Вчера был густой туман, и восхода солнца не было видно. Даже пения птиц не было, прилетела какая-то самая ответственная пташка, пискнула негромко и улетела. А сегодня мы вчетвером встречаем рассвет. Постелили коврики вокруг костра. Уже светло, но солнца ещё не видно… Улетела душа на несколько минут в тонкий мир. Величественное солнце светит своими лучами заботливо и нежно. Открываю глаза. Спят у костра мои любимые ученики. Первая мысль, появившаяся в мозгу: «Как я счастлива!»
***