«В жизни человека иногда настоящей жизнью является один миг», - писал Вернадский – но из-за этого мига, какую бы форму он не принял, вся жизнь человека приобретает иной смысл. Этот миг … есть часть того вечного, что строит сущность живого вещества, одним из проявлений которого мы являемся".
Владимир Иванович Вернадский родился 1 марта 1863 года в Петербурге в семье профессора политической экономии. Рано научился читать, читал много, имел очень чувствительную натуру. Он мог видеть необычное в обычном, имел богатую фантазию, интерес к истории и философии, способность работать в нескольких научных направлениях. Особенный интерес проявлял к знаниям, полученным на стыке двух наук (он был геохимиком и космохимиком), остро ощущал тайный смысл бытия, постоянно расширял область научных интересов.
После окончания гимназии Вернадский поступает на физмат Петербургского университета, становится членом литературного общества, секретарём которого был А. Ульянов. Работоспособность его была поразительной (мог работать по 10-12 часов) и признавался: "Голова так легко фантазирует и так полна непрерывных работ".
И ещё одно. В нём постоянно живёт по определению Эйнштейна "самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека" – ощущение таинственности, приводящее к мыслям о Земле и Космосе.
Зодиакальный знак Вернадского – "Рыба" – натура формируется Юпитером и Плутоном а это медиумизм, психизм, разбросанность, и разнообразие сфер деятельности. За знаком этим "закреплено" проявление высокой нервной энергии, заставляющей подолгу оставаться бодрым, стараться работать в собственном ритме и быть до самозабвения преданным делу.
Рождение его произошло под созвездием Рыб, которое передало ему "страстную" вовлечённость в окружающий мир, желание сохранить свою индивидуальность, проявлять чёткость и ясность в симпатиях и антипатиях. Он признавался, что не ощущает своего возраста, говорил о "странном и необыкновенном состоянии непрерывного роста", глубоко изучал биосферу и ноосферу, первую считая органом преобразования и самопознания, вторую – сферой разума. Вернадский не отделял науку от искусства, справедливо полагая, что наука и искусство – два метода познания мира. Он склонялся к бессмертию души. Он считал, что сила ума превращает биосферу (область жизни) в ноосферу (область разума), а последняя перестраивает планету.
Не является ли ноосфера Вернадского тем информационным полем, о котором так много говорится сегодня и из него люди уникальных возможностей черпают информацию о прошлом, настоящем и будущем? Положение Юпитера и Сатурна определили "интерес в духовной области, обособление и самопознание, старание докопаться до истины, профессиональные амбиции, возможность успеха, высокий авторитет благодаря неустанному труду и неприкосновенности морали". Сильное положение Меркурия – показатель превосходный интеллектуальных способностей, возможность писательства, оригинальности и подвижности ума. Положение Венеры – натура романтическая, талантливая, любящая искусства. Информация от высших планет – Урана, Нептуна, Плутона – "желание разгадать тайну жизни выйти за рамки физических явлений, проявить интерес к жизни после смерти, глубоко понимать внутренние процессы природы и Вселенной, потребность удовлетворить творческое самовыражение, художественное восприятие, интуитивно понимать ближнего".
Взаимовлияние Луна-Меркурий – гармония ума и чувств, хорошая память, сверхъестественную энергию, возможность ясновидения и сильного личного магнетизма, умение вести дела, ловко обходя препятствия.
В 1917-1921 г.г. писал: "Работаю над живым веществом. И здесь нахожу опору. Надо найти, и нахожу опору в себе, в стремлении к Вечному, который выше всякого народа и всякого государства. И я нахожу эту опору в свободной мысли, в научной работе, в научном творчестве".
Русские космисты. Их объединяло одно - высокое нравственное чувство, заложенное во всём: в отношении друг с другом, к человеку, к технике, к своим обязанностям. Даже техника была для них лишь способом выражения нравственных качеств, заложенных в них.
Так что же такое – "ноосфера" – это не просто сфера знания, а сфера Всезнания (социальная память человечества).
О врождённых талантах известно много. Даже 5 летние дети могут прекрасно играть на музыкальных инструментах, рисовать, говорить на иностранном языке. Правда, одарённые дети редко становятся великими людьми.
А как быть с мыслителями и творцами, кого не отличали с детства особые таланты и которым судьба не создала особых обстоятельств для проявления гениальности? Кем их считать? Пожалуй, именно их следует считать великими людьми. Такой человек трудится наперекор судьбе. Он мучительно превозмогает врождённые и приобретённые недостатки. Он ищет в своей душе не чудесные искры, которые позже сможет превратить в яркий свет. Он добивается от себя наивысшего напряжения сил, разума, воли. Он одновременно творец и творение, создатель самого себя. Таковым был Вернадский.
Задолго до II мировой войны Вернадский предупреждал о возможности использования атомной энергии для военных целей и писал о великой ответственности учёных перед обществом. А в те годы даже физики не верили в создание атомного оружия.
На склоне своих лет Вернадский писал: "Я никогда не жил одной наукой".
"И художественное наслаждение, и высокие формы любви, дружбы, служение свободе – всё это связывается с … умственной жизнью".
"Нельзя мысль отвлекать исключительно в сторону личных, мелких делишек, когда кругом стоят густою стеною великие идеалы, когда кругом столько поля для мысли среди гармоничного, широкого, красивого, когда кругом идёт гибель, идёт борьба за то, что сознательно сочла своим и дорогим наша личность". Это тоже его слова. Он мыслил для того, чтобы полнее жить. По его собственному признанию, жизнь для него определялась любовью к людям, к свободным исканиям истины.
Годы его жизни 1863-1945. Но мировоззрение его, духовная и умственная жизнь простираются до наших дней и уходят в будущее.
Род Вернадских не был знаменит. По некоторым сведениям, литовских шляхтич Верна сражался в войске Хмельницкого против польского господства.
Потомки Верны обосновались в Запорожской Сечи. Прадед Владимира Ивановича переселился из Запорожской Сечи в Черниговскую губернию. Он добился включения своей фамилии в списки потомственных дворян. Права его на потомственное дворянство были весьма сомнительны, и позже фамилия Вернадских была исключена из этих списков.
Дед Владимира Ивановича – Василий Иванович – служил военным лекарем в армии Суворова. Во время знаменитого Швейцарского похода, после штурма Чёртова моста, русские войска вынуждены были оставить раненых в госпитале. Здесь остался и Василий Иванович Вернадский. Госпиталь захватили французы. Вернадскому, ухаживающему за ранеными русскими и французами – вручили орден Почётного легиона.
Сын Василия Ивановича – Иван – был профессором политической экономии, издавал журнал "Экономический указатель", где предсказывал крах общества, стремящегося к удовлетворению интересов избранных.
Владимир Иванович Вернадский объединил в себе устремления своих предков.
На развитие в детстве повлиял двоюродный дядя, который пробуждал фантазию, говорил о том, что всё, что окружает человека – живое. Но более всего его волновали проблемы, связанные с жизнью каждого человека и всего человечества
Вернадский вспоминал: "Странным образом, стремление к естествознанию дала мне изуродованная классическая… гимназия, благодаря внутренней жизни, какая шла в ней, когда в её среду попадали живые талантливые юноши – натуралисты. В таких случаях их влияние на окружающих могло быть очень сильно".
В годы студенчества большое влияние оказали Докучаев и Л. Н. Толстой. Большинство людей стараются не слышать "внутренний голос", не отвечать на вопросы о смысле жизни. Вернадский связал свои личные переживания с научным творчеством.
1885 г. – женитьба (Наталья Егоровна Старицкая) – "Мне выясняется та дорога, те условия, среди каких пройдёт моя жизнь. Такая в сильной степени идейная и рабочая жизнь должна исключить все увлечения, все такие семейные драмы… которые может быть бывают при малой искренности и незанятой голове".
1887 г. – родился сын Георгий (в США станет профессором русской истории).
1898 г. – родилась дочь Нина (станет психиатром).
1911 г. – в знак протеста покидает Московский университет (против антидемократических действий).
1917 г. – заболевает туберкулёзом, едет на Украину, участвует в создании Украинской академии наук, избирается президентом. Становится инициатором создания академических учреждений страны. Со времён Ломоносова никто так много не сделал для отечественной науки.
1921 г. – основал в Москве Радиевый институт, был назначен его директором.
1923-1926 г.г. – работает за границей, читает лекции.
1926 г. – монография "Биосфера".
1928 г. – основал биохимическую лабораторию.
6 января 1945 г. – на 82 году жизни скончался от кровоизлияния в мозг.