Собрание закончилось, и все тодды приступили к трапезе. Нас тоже радушно пригласили. На одноразовые тарелки, прессованные из бананового листа, обильно положили рис, сладости, фрукты. До еды все выпили по стакану буйволинного молока. Мы попробовали молоко священных буйволов, оно оказалось очень жирным и чуть сладковатым. Во время трапезы нас представили верховному предводителю тоддов. Это оказался высокий, статный мужчина средних лет, приятной внешности. Он представился Сатья Раджу, это официальное индийское имя, как записано в паспорте. Своих подлинных имен тодды не открывают индусам и иностранцам. Сатья Раджу понимал и немного говорил по-английски, но с царственным величием попросил, чтобы его переводили. У нас в итоге был тройной перевод, бывший полицейский переводил его с языка тоддов на тамильский, Синий с тамильского на английский, я с английского на русский.
Как выяснилось, Сатья Раджу очень образованный человек и много читает. Он знает о существовании книги русской путешественницы XIX века о тоддах, но судить о ней может лишь со слов американского исследователя, который изучал жизнь тоддов в 60-x годах и издал несколько книг на английском. По словам Сатья Раджу, то, что он слышал про описание жизни тоддов Блаватской, сегодня выглядит фантастично. Тодды утратили знания предков и сейчас не обладают такими сверхспособностями. Численность общины увеличилась с 700 до 1800 человек за счет смешанных браков с другим племенем котов и тамилами. Тодды больше тяготеют к цивилизации, покупают телевизоры, уезжают в город, многие отказываются следовать традиции предков и поклоняться священным буйволам. Сатья Раджу выразил сильное желание иметь книгу Блаватской на английском, мы предложили ему помочь, найти книгу и привезти тоддам. Так мы познакомились с верховным предводителем тоддов. Сделали совместное фото на память, и он удалился по своим делам.
После еды нам показали эвкалиптовую рощу, где паслись священные буйволы. Но подходить близко не разрешили, вдруг буйволам не понравится. Тем более у них сегодня праздник. Сказали, что раньше всех пришельцев сначала показывали буйволам, если те признавали гостей за своих, то гостей пускали в деревню, если нет, то чужакам приходилось поворачивать обратно. Сейчас все изменилось, в деревню приходят и чиновники тамилы, и почтальоны, разносящие почту и пенсии почетным старухам, и учителя из школы. Приезжают продавцы с товаром из магазинов Ути. Столько народа, разве всех их покажешь буйволам!
И в завершение, самое главное – нас повели к святая-святых – древнему храму тоддов. На нас злобно смотрел низкорослый и крайне худой верховный жрец (что для тоддов не свойственно, обычно это крепкие молодцы высокого роста). Жрец приютился с парой рослых учеников у ограды храма, весь его вид выражал неудовольствие, но раз верховный предводитель дал добро, ему оставалось лишь молча подчиниться. Мы подошли к храму, сложно описать свои чувства. Храм напоминал огромный муравейник! Сначала мы не увидели каменного основания, а лишь соломенную крышу в форме конуса высотой около 3-4 метров. Бывший полицейский так и продолжал быть нашим гидом. Он указал на каменное, круглое основание храма, которое было, как бы врыто в землю, к нему вели ступеньки. Каменное основание украшали разные геометрические орнаменты, смысла которых мы не знали. Как сказал гид, каменное основание очень древнее, ему более 2 тысяч лет, оно представляет собой маленькую комнатку, где может разместиться только один человек – жрец, ученики стоят у входа, подают необходимые предметы для ритуала. Крышу из соломы обновляют каждый год, она многоярусная и накладывается на готовый каркас. У входа в храм стоят очень древние, священные камни – менгиры, им тоже поклоняются тодды. Верховный жрец явно выражал свое неудовольствие от того, что чужеземцы ходили вокруг святыни и беззастенчиво фотографировали все вокруг. Мы не стали злоупотреблять его терпением и, осмотрев все, удалились на почтительное расстояние от храма.
Как сказал Синий, раньше не то что иностранцы, даже индусы не допускались за ограду храма, но все меняется, цивилизация наступает. Еще сказал Синий, женщины тодды не могут спускаться по ступенькам к основанию храма и заходить в него, это прерогатива только мужчин. Вот и поди разберись, вроде матриархат, женщина всем управляет в общине тоддов, а в святая-святых спускаются только мужчины.
Купив на память салфетку с традиционной вышивкой тоддов, мы еще раз поразились, какая же это тонкая и кропотливая работа. Салфетка вышита с обеих сторон и настолько ровно, будто на специальной машине, нет никаких узелков, неровностей орнамента. Солнце уже садилось, мы распрощались с тоддами и двинулись в обратный путь к автобусной остановке. Навстречу шли дети тоддов из школы, они остановили нас (видимо иностранцы были редкостью в деревне), попросили сфотографировать их и выслать фото. Девочки спели нам песню на языке тоддов в благодарность. Какой красивый, распевный язык!
На остановке Синий спросил, довольны ли мы его экскурсией. По нашим лицам было видно, что довольны, мы заплатили ему обещанные 600 рупий. Он стал более веселым и разговорчивым, всю дорогу шутил, что русские и, правда, ненормальные, никакие другие иностранцы его так много не гоняли. Синий просил выслать ему русский парфюм “Красная Москва”, который когда-то продавался в Ути. На следующее утро он не поленился прийти проводить нас на автобус до Майсура. Так завершилось наше первое знакомство с тоддами, но предстояла и вторая встреча.
Обещание свое нужно было выполнять. Необходимо найти книгу Блаватской на английском. Я подключила свою знакомую Маргарет, пенсионерку из Канады, которая безумно любит Рерихов и Россию и частенько приезжает в Пермь. Она взялась найти оригинал книги. Поиски были нелегкими. Оказывается, книга Блаватской “Загадочные племена на Голубых горах” была издана на английском только один раз в 90-е годы Калифорнийским теософским обществом и давно стала библиографической редкостью. За книгу запросили 500 долларов, но, узнав, что ее просят сами тодды цену снизили до 150. В августе 2005 года книга была у меня. Предстоял следующий важный этап переправить ее тоддам. В январе 2006 года мы снова были в Индии и хотя Ути не совсем вписывался в наш маршрут пришлось сделать крюк, чтобы вручить обещанный подарок.
Приехав в Ути, мы решили больше не связываться с Синим, а самим разыскать Сатья Раджу, благо у меня был его почтовый адрес, по которому я отправила фото и получила в ответ письмо с благодарностью от его помощника. Утро было неприветливо-хмурым. Настроение испортил и тот факт, что при отправлении в автобус на ходу пытался заскочить какой-то индус, не удержался и попал под колеса. В автобусе переполох, паника. Кондуктор невозмутимо вышел, вытащил бедолагу из-под колес, откинул в сторону, и мы поехали дальше.
Ехали мы больше часа, автобус все дальше увозил нас в горы, никто толком не мог сказать, где же находится та деревня, название которой написано на нашей бумажке. В итоге нас просто высадили у почты, номер которой значился в адресе. И тут началось самое интересное, ни работники почты, ни местные жители не знали, где же точно находится эта деревня. Одни посылали нас выше в горы, другие советовали ехать в обратную сторону, все разводили руками и говорили: “Спросите у тоддов”. Пришлось просто сесть на дороге и ждать первого встречного тодда. А когда он появится, бог весть.
Просидев минут 15, мы увидели его. К нам без сомнения шел тодда! Высокий, сухопарый мужчина в возрасте изящно опирался на бамбуковую трость. На нем была рубаха и длинная белая юбка с золотой каймой (все мужчины тодды носят такие юбки). Вообще тоддов можно сразу отличить в толпе от индусов даже если они одеты как все, у них особая грация, уверенность, спокойствие в каждом жесте и движении. Тодда подошел к нам, прочитал адрес, сочувственно улыбнулся и сказал: “Вы вряд ли найдете Сатья Раджу. Это просто почтовый адрес, на который приходят письма ему. Где он живет большая тайна! Он всегда живет в разных местах и даже тодды не знают его точный адрес. Если вам повезет, вы увидите его, если нет, то нет”.