Мы приуныли, кому отдать книгу, как узнать, где Сатья Раджу? Мы так долго добирались сюда и вот – неудача. Сев в автобус мы поехали обратно, но решили все же выйти в том месте, где находится храм тоддов, узнать – может они нам подскажут, где найти Сатья Раджу. Придя в знакомую деревню, мы увидели безрадостные изменения и здесь, женщины стали усиленно предлагать нам купить свои вышивки, наперебой говоря, что жить стали лучше, сейчас к ним привозят группы туристов и индусов и иностранцев, так что бизнес идет. С их слов мы узнали, что храм показывают ныне всем экскурсантам, так решил глава деревни – дополнительная прибыль. Появился и сам глава деревни, наш старый знакомый, поблагодарил за фото, что мы посылали на его адрес. Мы спросили про Сатья Раджу, он сказал, что сейчас все тодды на свадьбе, что будет длиться три дня в одной из дальних деревень, там и верховный предводитель. Надежды найти его у нас не было, и мы оставили книгу и письмо для Сатья Раджу в этой деревне.
Уныло мы плелись до остановки, считая, что день прожит напрасно, и нам не о чем будет рассказать нашим канадским друзьям, поручение их выполнено лишь наполовину. Когда вышли на проезжую часть, еще одно печальное зрелище ухудшило настроение. Люди вытаскивали из озера легковушку, водитель видимо не справился с управлением на повороте, и машина улетела с горы в воду. Да, день был полон аварий на дорогах. Притихшие, мы сели в подъехавший автобус и нос с носом столкнулись с веселым, жизнерадостным тоддом в полном праздничном одеянии. Это был наш последний шанс!
Мы долго, в упор смотрели на него, еще не веря своей удаче. Он же видя, как наше внимание приковано к нему, стал ладонью постукивать себя по груди и радостно приговаривать ”Тодда! Тодда!” Да мы и сами видели, что он тодда, сейчас надо было выяснить, знает ли он Сатья Раджу. Тут же двое индийских парнишек доброхотов стали нашими переводчиками. Мы выяснили, что тодда зовут Наскин, он как раз едет после первого дня свадьбы, который празднует вся община тоддов в отдаленной деревне. Именно там находится сейчас и верховный предводитель тоддов Сатья Раджу. О, эта была удача, которую не выразишь словами! Ведь Наскин тут же предложил нам поехать на следующий день вместе с ним на свадьбу! На автовокзале в Ути Наскина встречала его семья: жена и двое дочерей. Женщины были одеты в традиционные индийские сари. Наскин сказал, что завтра утром он ждет нас у местного роддома, у него два дня назад родилась внучка, вся община тоддов придет поздравить его дочь с новорожденной, после все поедут на свадьбу.
На следующий день в двенадцать мы были у роддома. Наскин и его семья уже были там и радостно нас приветствовали. Сейчас Наскин был в обычной одежде, рубашка и брюки. В толпе сложно было бы признать в нем тодда. Постепенно к роддому стали собираться тодды. Особенно величественно выглядели пожилые пары, они все были в традиционных белых накидках с черно-красной вышивкой, держались величественно и степенно. Молодые женщины были в индийских сари, но когда их было много, я поняла, в чем отличие от индианок. Все женщины тодды были одеты в белые сари с малиновой каймой. Также женщину тоддов легко можно отличить от других по характерной прическе: волосы туго скручены в особые локоны и свободно лежат по плечам. Индианки же всегда собирают волосы. Тоддов собралось человек около тридцати-сорока. Здесь были и пожилые пары, и люди среднего возраста и молодежь. Все поочередно поздравили дочь Наскина с новорожденной. Нас тоже пригласили посмотреть на малышку. При виде роддома, особенно изнутри, начинаешь от всей души жалеть индийских женщин, это какие-то мрачные катакомбы, полная антисанитария, палаты на 40-50 человек, в окнах нет стекол, что такое постельное белье и пеленки там похоже вообще никто даже представления не имеет. В итоге мы посетили не только внучку Наскина, но еще двух новорожденных тоддов. Видимо это был день похода общины тоддов в роддом.
Всей гурьбой тодды потянулись к автобусной остановке, там уже стояли джипы, и один распорядитель всех рассаживал по джипам. Всем места в машинах не хватило, мы с Наскиным, его братом и группой женщин пешком пошли на автовокзал, нам велено было ждать там пустой джип. Пока стояли около автовокзала, откуда ни возьмись, появился Синий. Вид его был весьма плачевный, рука на перевязи в гипсе, на лице и шее шрамы. Он сказал, что какое-то время жил в Майсуре и попал в автокатастрофу, сейчас вернулся домой, поправляется. Увидев нас, он оживился, предложил свои услуги, но, поняв, в какой компании мы находимся, осознал, что мы в нем не нуждаемся. Как все же мир тесен!
Вскоре пришел наш джип. Мы туда все радостно поместились и поехали на свадьбу, по дороге подсадили еще пару мужчин тоддов и самого главного распорядителя. Мужчины затянули свадебную песню, она была очень ритмичной и кончалась коротким припевом, нечто вроде “Ух!” Мы ехали довольно долго, часа два, по какому-то жуткому бездорожью. Джип буквально прорывался сквозь заросли деревьев и лиан. Наконец выехали на широкую поляну, где уже стояло множество джипов, из которых выходили празднично одетые тодды в традиционных бело-красно-черных накидках. Наши мужчины и женщины, несмотря на тесноту и неудобство в машине тоже быстро переоделись. Сказали, что неудобно выходить на люди в повседневной одежде, надо быть в своей традиционной одежде тоддов.
Насколько хватало взора, вся поляна была усыпана тоддами. “Сколько же здесь человек?” - спросили мы. “Вся община Ути, человек не менее пятисот” – ответил Наскин. Мужчины, что ехали с нами, выстроились в шеренгу, положили друг другу руки на плечи и запев ту песню, что и в дороге, ритмично двинулись к поляне. Мы поспешили следом. Навстречу нам неторопливо шел сам Сатья Раджу. Велика была радость! Он нас узнал, поблагодарил за посланные фото. Мы же спешили сообщить ему главную новость, что привезли обещанную книгу! В этот раз предводителя тоддов переводил индус. Он представил его – профессор Майсурского университета, ведущий антрополог, больше десяти лет изучает жизнь тоддов. Доктор Сатьянараян был одновременно и фотографом на свадьбе. Оказалось, что он главный хронолог всей жизни общины тоддов, его приглашают снимать и освещать для газеты все важные события в жизни общины. За десять лет такой деятельности он собрал просто потрясающий фотоархив! Все торжественные моменты жизни тоддов были запечатлены им на пленку. В этот день у доктора Сатьянараяна было много работы, как у фоторепортера, но все же он периодически находил мгновения, чтобы пообщаться с нами.
Тодды – любовь доктора Сатьянараяна. Он сказал, что изучал жизнь и других племен Нилгири (бывал даже у злобных карликов мулла-курумбов в джунглях), но с тоддами никто не сравнится. Еще доктор Сатьянараян выразил свою давнюю мечту, он очень хотел бы, чтобы жизнь тоддов, их культуру, обычаи узнали в других странах мира. Ведь эта культура настолько самобытна, так уникальна: и язык, и обряды поклонения буйволам, и песни, и ритуальные танцы. Сатьянараян всегда считал Россию великой державою, в конце 80-х его как специалиста по древним племенам Индии хотели отправить с делегацией индийских историков и антропологов в Москву, но поездка, увы, не состоялась, Советский Союз развалился, а у новой России не было уже денег на реализацию таких масштабных культурных проектов. Так и остался доктор Сатьянараян жить с мечтой о посещении России.
Тем временем на поляне началось движение. Тодды образовали два больших круга, отдельно женщины, отдельно мужчины и стали водить нечто похожее на ритмичный хоровод. Движения их были подчинены той же залихватской мелодии, что все тодды пели в джипе, эту же песню пели мужчины-тодды, которые шеренгами подходили к поляне, где проводилось торжество. Похоже, эта песня, с энергичным припевом “Ух!”, была главной мелодией тоддов. Не стоит говорить, что все мужчины и женщины в хороводах были в традиционных вышитых бело-красно-черных накидках тоддов. Мужчины надевают эту накидку поверх белой юбки с золотой каймой и светлой рубашки, женщины поверх белого сари с малиновым платком-каймой. У всех мужчин в хороводе в руках были бамбуковые трости, на припеве “Ух!” они направляли свою трость в центр круга, будто нагнетали и концентрировали энергию в центре. Потом, когда хоровод закружился на полную мощь, в центр круга стали ставить детей, больных, стариков и почетных старух.
Нас как гостей тоже пригласили в центр круга. Объяснили, что те, кто стоит в центре насыщается общей энергетикой круга, исцеляется от болезней, набирается сил. Темп хоровода все ускорялся, движения мужчин становились более четкими и слаженными, похоже они вошли в экстаз и не чувствовали ни капли усталости. Энергетика внутри круга стала настолько мощной, что долго стоять там просто было невыносимо, поэтому, поблагодарив за честь, мы вышли из центра круга и присоединились к танцующим женщинам. Наблюдая за танцем со стороны, казалось, что все движения там максимально просты, и выучить его не представляет труда. Войдя же в общий круг с женщинами, мы поняли, что это далеко не так. Главное, нужно было не просто механически выполнять движения, и успевать в такт, но держать ритм и энергетику круга, что удавалось не всегда. В танце важны были не движения, а создание и нагнетание особой энергии круга, хоровода. Это чувствовал каждый, кто присоединялся к танцу тоддов. Хороводы водили еще больше часа, но мы, поняв, что не полностью овладели техникой танца, решили не мешать созданию общего энергетического пространства тоддов.
После хороводов был небольшой отдых, тодды общались между собой, живописно расположившись небольшими группами на полянке. Женщины выловили Сатьянараяна, притащили к нам и устроили долгую фотосессию, мы, похоже, перефотографировались со всеми кланами тоддов. Женщины любезно предоставили нам свои накидки и попытались сделать из наших волос нечто похожее на прическу тоддов. Но, увы, получилось лишь жалкое подобие, вместо густых, туго закрученных локонов тоддов, у нас вышли лишь жалкие крысьи хвостики. Женщины тодды недоумевали, почему у бледнолицых такие жидкие волосы, наверное, потому что не пьют молока буйвола. В это время молодожены проходили мимо собравшихся, и гости вручали им подарки. У нас тоже нашлись подарки для молодых, мы подарили невесте бусы из янтаря (символ далекого северного края), а жениху деревянную ручку, украшенную матрешкой с русской росписью.
После отдыха началась торжественная свадебная церемония. Она была крайне непродолжительна, минут 15-20. Молодые подошли к священному дереву этой долины, каждому дали в руки по веточке. Как нам объяснили, кто первым сможет своей веточкой стукнуть по лбу суженного, тот и будет в доме хозяин. Кругом была толчея, поэтому мы не смогли определить победителя. Дальше была трогательная сцена, молодожены пили мед из ладоней друг друга, скрестив руки. Потом жрец прочитал над ними благословляющую молитву и началась длинная фотосессия, все хотели сфотографироваться с молодыми. Фотоаппарат в индийской глубинке пока редкость, поэтому гости терпеливо ждали своей очереди у Сатьянараяна. Вообще быт у тоддов очень простой, поэтому, если захотите сделать памятный подарок на свадьбу, можно подарить самый дешевый фотоаппарат-мыльницу, молодые будут счастливы. Мы раздарили все наши карманные зеркальца тоддам, зеркала здесь тоже дефицит. Но у тоддов еще более отчетливо понимаешь, что не материальные блага делают человека счастливым, а жизнь в гармонии с природой, в любви и добросердечии к окружающим тебя людям. После церемонии всех пригласили на праздничный обед. Пища у тоддов очень проста: молоко буйволов, сладкий рис, фрукты. Нет никаких кулинарных изысков: жирных сладостей, или сильных специй, которые составляют неотъемлемый атрибут южно-индийской кухни. Тодды неторопливо отобедали и пошли осматривать жилище молодых.
Нас тоже пригласили поучаствовать в этом ритуале, пройти в дом и там пожелать удачи молодоженам. Дом молодых был вполне современным одноэтажным домиком, покрашенным белой известью. Он был построен из саманного кирпича, обмазанного глиной.
Обстановка крайне проста, большая кровать в спальне, в гостиной новый телевизор с диагональю не менее 80 см. Вообще, это болезнь всех индийцев, чем больше диагональ у телевизора – тем более состоятельная семья. Телевизор показывают всем гостям как главное сокровище семьи. Нигде нет никаких шкафов, стеллажей, одежду и книги по-старинке хранят в больших сундуках в прихожей (а ведь на Руси тоже когда-то было так).
Интересна кухня, вся задняя стена в любой кухне тоддов, представляет собой полки, где ровными рядами расставлена стальная посуда: горшки, чашки, кружки, котлы. Мы, начиная с первых жилищ тоддов, всегда удивлялись, для какого же полчища гостей нужно заготовить такое множество посуды? Нам объяснили, что все родственники, которые когда-либо придут в дом тоддов, должны иметь здесь свою посуду. К примеру, может дядя жениха всего пару раз за всю жизнь и навестит молодых, но для него должна быть приготовлена своя чашка, кружка, ложка и никто другой не имеет права к ним прикасаться и пользоваться. Этот обычай сохранился и у староверов Русского Севера, где каждый должен есть строго из своей посуды, и после прихода гостя не их рода-племени, чашка, из которой гость ел, тут же выбрасывалась. Слава Богу, за нами никто посуду не выбросил, благо мы ели из одноразовых тарелок, изготовленных из прессованных банановых листьев. Но обычай держать в доме посуду на всех членов семьи, которые могут когда-нибудь заглянуть в дом – очень примечателен.
Праздник закончился, и гости потихоньку начали разъезжаться. Предстоял еще третий день свадьбы, куда снова приедет большая часть общины. Ночевать в этой деревне остались лишь почетные гости – предводитель общины, жрецы, близкие родственники. На обратном пути нашей соседкой в джипе оказалась энергичная, разговорчивая женщина Атиста Малли. Она неплохо владела английским, из ее рассказов мы поняли, что она дочь предыдущего предводителя тоддов. Ее отец занимал этот пост более двадцати лет. Умер он три года назад, тогда община избрала Сатья Раджу. Как уже говорилось, должность предводителя общины пожизненная. И хотя Сатья Раджу по словам Атисты крайне молод, но община уважает его, ведь он работал в местном правительстве. Нелегко приходится Сатья Раджу, ему ведь нужно доказать свой непререкаемый авторитет и мудрость не только тоддам, но и всем племенам Нилгири. Их в подчинении у тоддов шесть, здесь и непокорные котты, и злобные мулла-курумбы. Поэтому поначалу Сатья Раджу часто приходил за советом к Атисте, спрашивал, как поступал ее отец в том или другом случае. Сейчас он уже сам освоился и со всем справляется.
Атиста очень приглашала посетить ее дом, она живет над ботаническим садом Ути (это одна из самых старых деревень тоддов), но, увы, времени у нас уже не было. Пообещали навестить ее в следующий раз. Простились мы с тоддами очень тепло, сейчас друзей в Ути у нас стало не менее трехсот, все тодды, бывшие на этой свадьбе. Наскин тоже оказался не простым тоддом, он глава одного из крупнейших родов. Так что судьба нас свела не случайно именно с ним, окажись на его месте рядовой тодда возвращающийся со свадьбы, вряд ли он взял бы на себя ответственность везти нас туда. Тогда мы бы не увидели Сатья Раджу и не сообщили бы, что привезли книгу. Каждый раз, наблюдая за хитросплетениями судьбы, не перестаешь удивляться, с какой точностью она сводит людей, как замечательно все устраивает на общее благо.
Прощаясь с тоддами, мы обещали помочь организовать их поездку в Россию, тогда это казалось на грани фантастики. Но нет ничего невозможного, когда я узнала о проведении Года Индии в России в 2009 году, то сразу вспомнила про тоддов. Как здорово было бы привезти их в Россию в рамках этой программы! Я написала доктору Сатьянараяну об этой идее. Он ответил незамедлительно, сказав, что созвонился со своими друзьями в Ути и те готовы приехать группой не менее двадцати человек, показать уникальные ритуальные танцы и хороводы, исполнить песни на древнем языке, привезти свои рукоделия. Сатьянараян написал также, что для него великая честь как ученому сопровождать эту группу. Надеюсь, что все наши планы воплотятся в жизнь, и в следующем году мы сможем приветствовать тоддов на русской земле.